На Олимпиаду в Токио могут поехать две сборные Белоруссии

Противники Лукашенко налаживают контакт с МОК

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что готов отрывать руки всем, кто тронет военных, а своих противников будет преследовать даже в их квартирах. Силовики – это, похоже, единственные люди в этой стране, кто его еще поддерживает. От Батьки отвернулись даже спортсмены, которые еще недавно казались опорой и гордостью режима.

Противники Лукашенко налаживают контакт с МОК

Один из них, теперь уже бывший замглавы Федерации баскетбола Белоруссии, Егор Мещеряков рассказал «МК», что он думает о решениях Лукашенко, и заявил, что на Олимпийских играх в Токио от его страны может оказаться две сборные. Мещеряков добровольно вышел из исполкома Федерации баскетбола Белоруссии после того, как арестовали баскетболистку Елену Левченко.

- Егор, почему вы решили выступить против Лукашенко? И вообще, как вы себе это представляете, вы выступаете против Лукашенко или против режима в целом?

- Почему против? Надо понимать мою историю… С 1995 по 2012 годы я выступал за рубежом: США, Россия, Европа. Потом, вернувшись в Белоруссию, работал в сфере баскетбола около шести лет: был спортивным директором баскетбольного клуба «Цмоки-Минск», основал и курирую свой детский клуб БКМ, являлся зампредседателя федерации баскетбола до недавнего времени. С прошлого года я вхожу в состав комиссии спортсменов FIBA (Международная федерация баскетбола).

Что касается Лукашенко и режима, то тут сложно разделять: они единое целое. Мы долгое время терпели, но то, что случилось после выборов, стало для нас точкой невозврата. Я понимаю, что эта фраза уже стала клише, но это действительно так. Развязанное насилие изменило отношение к режиму даже у самых лояльных белорусов. Никому не позволено так издеваться над своим народом, тем более над тем, кто так пострадал за последние 100 лет. В обществе произошло большое переосмысление.

- То есть, если бы не 3-4 дня избиений…

- Ну это не только насилие. Вся предвыборная кампания… Я такие длинные очереди в Минске встречал только в 1990-х годах, но тогда люди стояли за хлебом. Теперь же люди выходили отдать свои подписи за любого кандидата, кроме Лукашенко. Очереди были длиной более километра.

Такая массовость тоже отразилась на мироощущении. Мне кажется, уже тогда Лукашенко осознавал, что он не сможет выиграть выборы. А когда он объявил, что за него проголосовали свыше 80% избирателей, все почувствовали себя обманутыми. Я допускаю, что за него могли проголосовать 20-25%, и то с учетом административного ресурса, принуждения бюджетников и так далее. То есть обманом и насилием режим дал нам понять, что мы, с его точки зрения, быдло, и с нами считаться никто не будет.

- А ваша семья и знакомые разделили ваши убеждения, или кто-то сказал, что вы ошибаетесь?

- Большинство меня поддержали. Вся моя семья за меня. Но некоторые мои товарищи последнее время перестали разговаривать с родителями, чтобы не ругаться на политической почве. Те люди, которые по старинке получают всю информацию только из телевизора и не пользуются интернетом… Мне их просто жалко, они живут в искаженной реальности. При этом Лукашенко старается всех запугать. Он по сути объявил нам войну, сказав, что, если кто- то тронет военного, он останется без рук, и в плен никого брать не будут.

- Лукашенко верен себе. Он ведь еще в предвыборную кампанию угрожал избирателям повторением массового убийства в Андижане.

- В принципе да. За последние несколько месяцев мы услышали уже столько всего, чего никогда бы не сказал законно избранный президент. И вообще весь 2020 год стал лакмусовой бумажкой режима. Начиная с реакции властей на коронавирус, и заканчивая выборами и их последствиями.

- Вы сейчас продолжаете работать в Белоруссии?

- Я вышел из исполкома Федерации баскетбола Белоруссии. Это было мое решение. Федерация никак не отреагировала на заключение под стражу Елены Левченко, и я решил, что будет правильный уйти из организации.

- А вам не говорили, что назад дороги не будет, работать вы больше не сможете и так далее?

- Впрямую такого не говорили, но дали понять, что не надо мешать баскетболу развиваться, потому что все мы знаем, откуда в стране финансируется весь спорт. Моя активная гражданская позиция и позиция моего брата, который сейчас играет в Новосибирске, идет в разрез с политикой государства, поэтому надо было сделать выводы.

- Угрозы какие-то были?

- Нет, угроз не было. У нас уже был суд по административному делу за участие в несанкционированной акции протеста. Но я думаю, это будет не единичный случай.

- Вообще вашему примеру последовали много спортсменов?

- На этой неделе количество представителей спортивной отрасли, подписавших нашу петицию, достигло тысяч человек. Мы требуем отставку Лукашенко, прекращения политических репрессий и освобождения политзаключенных. Многих из-за этого письма стали прессовать, особенно тех, кто на ставках. Многие спортсмены у нас, как и в России, аффилированы с МЧС, МВД и так далее. Давление сильно ощущается, каждую неделю кто-то из спортсменов отправляется на несколько суток за решетку.

- Можете объяснить, почему спортсмены вообще решили восстать против Лукашенко? Например, в России известные спортсмены, которые являются лидерами в своих видах, очень хорошо живут. Власти постоянно используют их для популяризации своих решений: поднять пенсионный возраст, внести поправки в Конституцию и так далее. А у вас почему так вышло?

- Сначала вышло спонтанно. На одном из шествий в середине августа мы увидели друг друга. Высокие ребята и девчонки выделяются из толпы… Мы встретились и поняли, что необходимо действовать. Было ясно, что будут гонения против спортсменов, которые выступают против режима, и решили их защитить. Сначала создали гражданскую инициативу, которая называется SOS-BY - Свободное объединение спортсменов Беларуси. Потом решили записать видео, чтобы обозначить свою гражданскую позицию.

Что касается обласканных властью спортсменов, то не все так радужно. Например, около 10 лет назад к нам приехал новый министр спорта Белоруссии и спросил: «Почему вы на тренировке выглядите, как банда Махно?». Мы играли в разноцветной форме. Игровую форму нам выдавали, а тренировочной формы не было. Мы ему объяснили ситуацию, после чего он заявил, что проблему надо срочно решить. Но ему прямо при нас сказали, что по уставу нам тренировочная форма не положена. И вообще, нам много чего было не положено. Это стереотип, что у спортсменов жизнь безбедная и радужная. На самом деле это сумасшедший труд, который не всегда оплачивается.

- В будущем вы готовы сотрудничать с режимом, если Лукашенко пойдет на диалог?

- Я думаю, что обратной дороги нет. Причем подавляющее большинство гражданского общества это понимает. Все общество пронизано протестом. Конечно, есть люди, которые считают, что их хата с краю, но сейчас такое время, когда молчать уже нельзя. Но у нас в стране нет каких-то экстремистских проявлений. Все четко понимают, что нельзя старый мир разрушить до основания, а затем что-то делать. Нужно просто встать на более современные рельсы. Но обратной дороги точно не будет. Лукашенко потерял малейшее доверие со стороны гражданского общества.

- Можно сказать, что если Лукашенко сейчас устоит, то страна окажется без больших спортивных достижений?

- Ну я бы так не сказал. Есть лояльная группа спортсменов или те спортсмены, которых удалось припугнуть. В том числе, некоторые отозвали свои подписи под нашим заявлением. Все-таки впереди Олимпиада, их можно понять. При этом у меня есть ощущение, что мы можем увидеть две сборные Белоруссии на Олимпиаде в Токио, если Лукашенко устоит. Может быть, МОК даст нам возможность выступить под олимпийским флагом. В общем, ситуация неординарная…

- Вы уже зондировали почву на этот счет?

- По МОК есть два момента. Во-первых, мы направили письмо в начале октября, в котором просим обратить внимание на дискриминацию и давление, оказываемое на белорусских спортсменов из-за их гражданской позиции, что идёт вразрез с олимпийской хартией. Во-вторых, белорусская диаспора в Швейцарии провела акцию и двухчасовую встречу в МОК, где подробно обсудила все вопросы. После МОК сделал заявление, где пообещал обратить внимание на ситуацию, сложившуюся вокруг спортсменов в Белоруссии, проверить, дошли ли «олимпийские гранты» до тех спортсменов, которым они предназначались, и по итогам принять меры. Одна из таких мер – это выступление под олимпийским флагом.

- У вас сейчас нет работы и перспектив найти ее при Лукашенко тоже нет... Как думаете, как долго будет длиться протест?

- Это сейчас один из самых популярных вопросов. Я как спортсмен воспринимаю нынешние события как сезон, который длится 8-9 месяцев. Сейчас мы находимся в стадии плей-офф. Каждый матч имеет огромное значение. Белорусскому обществу сейчас нужно терпение и упорство. Мы будем идти до конца, до победы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру