Только охраной правопорядка и обеспечением безопасности важных гособъектов сотрудничество не ограничится. В тексте документа упоминается охрана особых грузов, госконтроль в области оборота оружия, а также борьба с терроризмом и экстремизмом.
Кстати, еще в конце августа российский президент Владимир Путин заявлял, что из сотрудников правоохранительных органов для поддержки ситуации в Белоруссии создан особый резерв. Инициатором выступил президент Белоруссии Александр Лукашенко – он обратился с просьбой к российскому лидеру. Впрочем, как отметил сам же Путин, помощь не понадобилась, и российские силовики из этого резерва были распущены.
Соглашение было подписано еще 19 ноября, однако обнародовано только сейчас. Оно может быть отменено с письменного уведомление любой из сторон после шести месяцев с даты подписания. В Росгвардии комментировать содержание соглашения не стали.
– Очевидно, что белорусские силовики не хотят допустить ошибки, которая случилась на Украине в 2014-м, - объясняет «МК» бывший ветеран внутренней службы МВД РФ Антон Белоцкий. – Тогда, как вы помните, украинское МВД и спецназ «Беркут» оказались фактически политическими заложниками: они не могли адекватно противодействовать разгулявшейся толпе. Более того, сами стали объектом откровенного насилия. В них летели камни, стреляли, их забрасывали «коктейлями Молотова», а «Беркут» не смел нарушить приказ и как-то ответить.
Теперь силовики Белоруссии делают шаг на опережение: в случае длительных беспорядков они фактически могут обратиться за помощью к Росгвардии. Как я понимаю, штаб единый в этом случае будет, но вряд ли росгвардейцы обязаны будут подчиняться белорусским генералам.
При этом Белоцкий считает, что сотрудничество было и раньше.
– Наверняка, были какие-то единичные командировки наших специалистов, и, конечно же, консультативная помощь. Теперь такое сотрудничество оформилось еще и юридически, – сказал эксперт.
Бывший ветеран считает, что росгвардейцы - люди как бы со стороны, и менее предвзяты. Возможно, так перегибов с избиением задержанных на белорусских улицах и при разгоне несанкционированных демонстраций станет меньше, говорит он.
– Однако есть нюанс: наличие в рядах служителей правопорядка еще и ОМОНа России может еще больше спровоцировать накал борьбы, - добавляет Антон Белоцкий. – Вспомните, какой резонанс вызвала информация о том, что кто-то опознал в Минске российскую полицию. Благо, это фейком оказалось. Но реакция была показательна: простые белорусы негативно отнеслись к такому явлению, а соцсети тут же взорвались гневными комментариями в адрес России. Теперь, если росгвардейцы вмешаются в разгон беспорядков, мы можем получить ситуацию с трудно прогнозируемыми последствиями.
По мнению эксперта, цели соглашения о взаимодействии могут быть разные.
– Склоняюсь к мысли, что просто хотят не дать ситуации в Белоруссии раскачаться и пойти по украинскому сценарию, - говорит ветеран Внутренних войск России. – Плюс полученный опыт действий при массовых протестах и вообще охране правопорядка в сложный для страны период будет, если что, использован и у нас в стране. Но, конечно, не очень хотелось бы видеть, как белорусский ОМОН с чрезмерным рвением разгоняет демонстрантов с улиц, и при этом знать, что в рядах силовиков могут быть и российские служители правопорядка.