С таким заявлениям выступил Дмитрий Песков. «Все же зависит от людей, это человеческий фактор», — сказал пресс-секретарь президента. Мол, там, где подход к классному часу формальный, для галочки, все это бесполезно. Но, если государство не будет разговаривать с молодежью, то «с ними будет говорить другое государство».
Итак, в следующем году школьников ждут такие темы для обсуждения как семейные праздники и цифровая безопасность, космос и счастье. Школьники отметят День рождения Станиславского, День российской науки, Всемирный день театра и конечно, День Победы. 8 марта и 23 февраля тоже не пройдут незамеченными. Вспомнят в классах и День снятия блокады Ленинграда, поговорят об акции «Бессмертный полк»... Пока обнародованы только темы, методичек к ним еще нет.
Разговоры о важном — новый предметный час в расписании российских школ. С одной стороны, это классный час, факультатив, оценки за РОВ (так предмет значится в школьных расписаниях — авт.) не ставятся. С другой, «час» обязателен к проведению на федеральном уровне, даже в частных школах. Разработчиком тем и сценариев к урокам выступил Институт стратегии развития образования РАО.
В Минпросвещения подчеркивают, что «Разговоры...» — не былые «Уроки мира» или приснопамятные политинформации. Это именно беседы с учениками, поэтому материалы к занятиям интерактивны (карточки с картинками, тесты, видео, песни и даже отрывки из фильмов). Методички с сентября по ноябрь были опубликованы на специальном сайте еще в конце августа. Там фигурируют разнообразные Дни: отца, матери, пожилого человека, а также день рождения Константина Циолковского, день музыки, традиционные ценности и т.д.
Однако оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова сомневается, что беседа на равных в классе удастся. «Это непросто и само по себе, и никто их этому не учил», — говорит Мирясова и ссылается на школьную иерархию. Культура диспута действительно не в традициях нашей школы, в которой «учитель всегда прав».
Сложно пока рассуждать о том, насколько удачно «Разговоры» вписались в школьную жизнь, все же, прошло только два занятия. Но некоторые впечатления есть. В большинстве школ пока что это обычный классный час. 1 сентября учителя говорили о планах на год, о новых предметах и расписании, представляли новеньких. 5-го кто-то поговорил о семье, другие учителя подготовили сообщения по краеведению, театру, истории, искусству, экологии. Были даже занятия, посвященные птицам Средней полосы с распознаванием посвистов.
- Да, точно, кто во что горазд, — говорит Екатерина, учитель русского и литературы. — Сверху всячески подчеркивается, что в материалах сайта и методичках содержатся только рекомендации. А раз так, то темы можно брать свои, социально близкие. Подозреваю, что предметники, а таких среди классных руководителей большинство, будут говорить о том, что лучше всего знают. Может, это и неплохо. На уроках часто не хватает времени для расширенного, небанального представления материала. Праздники, конечно, будем с детьми обсуждать. А если какие-то темы не близки, то будем говорить о литературе или импровизировать.