Назван опасный для России смысл назначения нового посла США Линн Трейси

Чем успела «прославиться» американская чиновница

После неожиданного сентябрьского ухода со своего поста посла США в России Джона Салливана, обязанности главы дипмиссии на себя взяла Элизабет Руд, став временной поверенной в делах Соединенных Штатов в РФ. Получилось символично. Теперь уже окончательно впервые на посту посла будет женщина – Линн Трейси, которая уже успела проявить себя практически как «всадник Апокалипсиса». Разбираемся, кто такая Линн Трейси и чего ждать России от этого назначения.

Чем успела «прославиться» американская чиновница

Республиканец Джон Салливан, назначенный послом в Москве еще при Дональде Трампе, вернулся на родину. Это было неожиданно, но Госдепартамент США уверял, что «отъезд посла Салливана запланирован и является частью обычной дипломатической ротации». Обычно послы Соединенных Штатов занимают пост около трех лет. Салливан пробыл на своей должности чуть более 2 с половиной лет, а его уход объясняли возникшими семейными проблемами. Посетив похороны Михаила Горбачева (кажется, довольно символичная точка в работе американского посланника в России), дипломат уехал в Америку.

Перевернутая страница открыла небольшой период работы временно исполняющей обязанности посла Элизабет Руд, которая чуть ранее была назначена послом США в Туркмении. Но в звенящей тишине изрядно опустевших стен посольства (Салливан в последнее время жаловался на резкое сокращение штата сотрудников), 21 декабря прозвучала новость о назначении Линн Трейси.

Фигура ее любопытна. Свою дипломатическую карьеру Трейси начала в Москве еще в 1987 году. В тот период она изучала советологию в Университете Джорджии, а после завершения учебы (с 1987 по 1990) начала работу в посольстве США в российской столице. Она рассказывала об этом периоде так: «Я видела, как начиналась перестройка, как Россия — тогда это был Советский Союз — становилась более открытой страной. Можно сказать, что этот опыт повлиял на мой выбор профессии: Россия сделала меня дипломатом!»

Вернувшись в Штаты, Трейси поступила на службу в Госдеп. В ее карьере этот период был тесно связан с Центральной и Южной Азией (свою миссию выполняла в Кабуле и Пешаваре, работала в Ашхабаде, возглавляла консульство в Астане). В начале 2000-х некоторое время проработала в Бюро по делам Европы и Евразии (преимущественно, занималась вопросами Грузии и Казахстана).

Кстати, в 2008 году чуть не случилась трагедия: находясь в Пешаваре и направляясь на автомобиле на работу, машина Трейси была обстреляна террористами. К счастью для нее, все отделались легким испугом. Что самое главное – это никак не повлияло на рвение женщины.

В 2019 году Трейси она приступила к работе в качестве посла США в Армении (на тот момент кресло премьер-министра страны занял Никол Пашинян). Ее стремление «продолжать поддерживать чаяния армянского народа» оценены не были. Во время обострения конфликта в Карабах, Армянским национальным комитетом Америки (АНКА) Трейси был присвоен «позорный» рейтинг «F».

Но наступил сентябрь 2022 года, когда Джо Байден выдвинул кандидатуру «женщины без возраста» (в открытых источниках, даже в Википедии, дата рождения Трейси не указывается, только место) на должность посла США в России. Через пару дней, 22 сентября, правительство России согласилось на назначение Трейси послом.

И здесь начинается самое интересное. С такой необычной карьерной историей возникают опасения по поводу того, что эта женщина может сделать, став послом в РФ. Что может означать такое назначение? И как оно может повлиять на крайне сложные российско-американские отношения?

– Ее назначение анонсировалось давно, – комментирует главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. – Учитывая нынешнюю ситуацию, назначение таких послов не является предвестником благоприятного развития событий. Никогда американским послом не была женщина, на это тоже следует обратить особое внимание. Сегодня такой гендерный подход много что определяет в американской дипломатии.

Относительно недавно в американской дипломатии пошло разнообразие: стали назначать представителей меньшинств и наиболее яркая черта – назначение женщин. Началось это еще при Клинтонах с Мадлен Олбрайт (с 1997 по 2001 годы занимала должность Государственного секретаря США .– «МК»).

Этот момент у нас, может, не очень учитывают. Но лично мне представляется, что, когда имеешь дело с подобного рода дамами, ситуация не всегда складывается благоприятно. Мы видим это, например, в наших взаимоотношениях с Викторией Нуланд (заместитель Государственного секретаря США. – «МК»), Венди Шерман (дипломат, представляла Вашингтон на переговорах России и США о гарантиях безопасности и деэскалации напряженности в отношениях России и Украины 10 января 2022 года. – «МК»). Многие вещи укладываются в рамки политики, но сегодня я бы выделил гендерный фактор.

Женщина-посол в этом случае – признак того, что не следует ожидать каких-то больших прорывов. С моей точки зрения, американцы могут считать, что такого рода женщины-послы будут выполнять некую роль, чтобы происходили кадровые изменения в составе российской дипломатии, – предполагает Владимир Васильев. – Может, американцы считают, что в России должны быть больше представителей местных этнических групп или меньшинств. Возможно, этот момент тоже имеет значение. Если с этой точки зрения посмотреть на ее назначение, то, возможно, она в большей степени отражает общий подход не столько на установление межгосударственных отношений, сколько на поиск слабых мест, связанных с нарастанием внутренних проблем России.

Слова эксперта следовало бы подкрепить важным штрихом. В период 2014-2017 годов, Трейси была заместителем посла США в России, позже работала старшим советником по делам России в Бюро по делам Европы и Евразии. За это время она успела поездить по стране. К примеру, в 2015-м побывала в Бурятии и Якутии, в 2016 году посетила Приморье и Екатеринбург, в 2017-м – Пермь.

Некоторые СМИ еще тогда писали, что целью таких гастролей были встречи с представителями оппозиции и чуть ли не «тайный инструктаж» для провоцирования внутренних волнений. Трейси по-госдеповски все отрицала, поясняя: «Я точно знаю, что Россию не понять, оставаясь в Москве… Мы считаем, что необходимо сохранять линии взаимодействия, укреплять коммуникации даже в периоды политического напряжения между нашими странами: личные взаимоотношения между людьми, сотрудничество в сфере культуры не должны зависеть от политики.

Когда политическая ситуация улучшится, фундаментом отношений послужат гуманитарные и человеческие контакты, которые нам удастся сохранить».

– Может, это назначение и связано с раскачкой внутриполитической ситуации, – подтверждает наш эксперт. – Возможно, это главное, на что ставят сегодня американцы. Можно сказать, она ближе всего связана с Макфолом, который действительно продвигал в России идеи демократии. По своей дипломатической карьере – она именно укладывается именно в эту колею. Тем более, за последнее время многие представители либеральных кругов покинули страну.

В этом плане может расти интерес к этническим меньшинствам, к тому, что будет происходить в регионах. Еще один момент – это уже будет представитель Демократической партии (в отличие от Салливана. – «МК»). Такие люди, скорее, будут отражать интересы демократов в стране. Может, американцы хотели бы иметь здесь своего представителя, который больше будет ориентирован на Демократическую партию.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру