Бывший президент Бразилии Жаир Болсонару был госпитализирован во Флориде с кишечным дискомфортом. Как утверждается, причиной обострения стало ножевое ранение, которое он получил во время предвыборной кампании 2018 года. Это подтвердила 9 января его жена Мишель.
Бразильский доктор Антонио Луис Маседо, который лечил Болсонару после ножевого ранения, отметил, что у политика есть закупорка кишечника, но операция ему вряд ли понадобится. Чуть раньше и другой источник, близкий к семье экс-президента, сообщил, что его состояние «не вызывает беспокойства».
Отметим, что после давнего ранения Болсонару перенес целых шесть операций, четыре из которых напрямую связаны с последствиями нападения. В последние несколько лет все усугублялось спаечными процессами и непроходимостью кишечника. При таком букете проблем со здоровьем неудивительно, что именно сейчас (в момент наибольших потрясений) бывший президент Бразилии попал в больницу. Ко всему прочему, его будущее затягивается густыми тучами, причем ничто не играет ему на пользу. Даже факт конца декабря, когда он отправился в США. Восстановим хронологию.
Болсонару решил совершить свой необъяснимый вояж 30 декабря, когда он формально еще оставался президентом Бразилии. В этом случае визит во Флориду мог быть совершен по визе А-1, предназначенной для иностранных лидеров. Но всем известно, что 1 января прошла официальная инаугурация нового президента Лулы да Силва. Это значит, что пребывание экс-президента Болсонару в Солнечном штате стало невозможным в том качестве, в котором он там оказался. Резонный вопрос, почему же он тогда все еще не уехал? Ответ дает законодательство.
Государственный департамент США объяснил в понедельник, что в целом, если иностранное должностное лицо въезжает в США по визе A-1, а затем прекращает заниматься служебными делами, это должностное лицо будет нести ответственность за свой выезд с территории принимающего государства в течение 30 дней. В противном случае – этим займется Министерство внутренней безопасности.
Но случившиеся на выходных события вынудили многих американских чиновников призывать власти Соединенных Штатов незамедлительно отозвать визу Болсонару, чтобы он не использовал Флориду в качестве базы для дестабилизации правительства Лулы.
«Соединенные Штаты должны отозвать все визы Жаира Болсонару, и если Бразилия потребует экстрадиции Болсонару – будь то за преступления, связанные с терактом 8 января, или другие преступления, которые он мог совершить, находясь у власти, – мы должны полностью подчиниться», – заявил конгрессмен-демократ Хоакин Кастро.
И ровно так, как Болсонару пытался смахнуть с себя пыль домыслов о его причастности к протестам, так и президент Америки Джо Байден (в хоре со многими другими главами государств) осудил события 8 января в Бразилии, поставив латиноамериканского гостя в еще более уязвимое положение. И в этом случае будущее экс-президента становится дипломатическим вопросом между Бразилией и США.
Американские демократы и так обеспокоены тем, что Флорида управляется республиканцем и возможным кандидатом в президенты Роном Десантисом. По мнению демократически настроенных кругов, штат становится рассадником ультраправых путчистов. Как утверждает The Guardian, попытки государственного переворота на Гаити и в Венесуэле были также спланированы оттуда, а еще штат стал постоянным домом для Дональда Трампа.
Отмечается, что восстание сторонников Трампа в Вашингтоне 6 января 2021 года широко рассматривается как модель терактов в городе Бразилиа, а главный помощник Трампа Стив Бэннон был связан с семьей Болсонару. Он же распространял в социальных сетях заявления о том, что выборы в Бразилии были сфальсифицированы и называл бразильских бунтовщиков «борцами за свободу».
Кастро также заметил, что «за несколько месяцев до нападения на госучреждения Бразилии Болсонару работал со Стивом Бэнноном и другими бывшими советниками Трампа, чтобы распространять ложь о выборах и подрывать веру в бразильскую демократию». Неизвестно, конечно, чего в этих высказываниях больше: реального стремления к поиску истины или повода для очередной подножки республиканцам и лично Трампу. Но штрих болезнен как для республиканского сообщества, так и для опального Болсонару. Тем более, что консерваторы тоже не намерены защищать бразильского гостя (во всяком случае, публично).
Они долго хранили молчание по поводу произошедших протестов, но красноречие проявил конгрессмен от Пенсильвании Брайан Фитцпатрик, который осудил насильственную попытку остановить мирную передачу власти. Он добавил, что с нетерпением ждет возможности поработать с Лулой.
У Байдена тоже не все так гладко. Белый дом в понедельник заявил, что еще не получил никаких запросов от бразильского правительства относительно статуса Болсонару, но присутствие бывшего президента Бразилии на территории США загнало Байдена в угол, и у него мало хороших вариантов, отмечает агентство Reuters.
Позволив ему остаться, Байден вынужден будет терпеть критику за то, что Соединенные Штаты укрывают человека, которого его преемник обвиняет в разжигании антидемократического насилия. Однако вытеснение бывшего президента союзного государства, добросовестно въехавшего в страну с визой высшего уровня, ставит неудобные вопросы о надлежащей правовой процедуре.
Близкий к этим вопросам источник в Вашингтоне отметил, что решение о визовом статусе Болсонару, скорее всего, не будет принято до тех пор, пока не будет более четкой картины произошедшего. По результатам расследования может быть несколько вариантов развития событий: если Верховный суд Бразилии выдаст ордер на арест Болсонару, а затем он откажется вернуться в Бразилию, чтобы сдаться, Бразилия может выдать красное уведомление Интерпола, что приведет к его аресту федеральными агентами США. Болсонару может попытаться оспорить экстрадицию и попросить убежища в судах США, но это может спровоцировать затяжную судебную тяжбу.
К слову, расследование на родине Болсонару тоже поэтапно стирает любые шансы на благоприятный исход. В эксклюзивном материале, опубликованном местным порталом G1, описана повседневная жизнь заговорщиков в течение 2 месяцев. Ряд вскрывшихся фактов все больше указывает на причастность Болсонару и его приближенных к событиям 8 января.
В середине ноября в протестном лагере 2-3 раза в неделю проводились сборы пожертвований. Лидеры, организовавшие краудфандинг, поднимались на сцену и вызывали в микрофон других участников «антивыборной тусовки». Люди отдавали 50-100 реалов (примерно 665-1330 рублей). На одном из таких мероприятий за 15 минут было собрано 5 тысяч реалов. По словам обитателей лагеря, эти деньги использовались для покупки еды и воды. Наверняка какая-то часть этих денег могла быть потрачена и на многочисленные чартерные автобусы, на которых съезжались протестующие. Некоторые даже утверждали, что влезают в долги, чтобы внести свой вклад. По словам тех же болсонаристов, их кумир якобы получит список с именами жертвователей и простит им любые задолженности, которые они взяли на себя.
Вопрос питания тоже любопытен. Еда и вода формально подавались бесплатно (как уже ясно, их приобретали на пожертвования). Однако был целый график приема пищи: утром была горячая еда, фрукты и кофе; на обед рис, фасоль, овощи, бефстроганов, макароны, курица и много шашлыка. Некоторые видели даже как подвозят зажаренных целиком быков, нарезали его несколько работников агробизнеса. В «VIP-палатках» подавали даже стейк пиканья (из мраморной говядины) и другие дорогостоящие сорта мяса. Вопрос – откуда на это финансы? Явно не из пожертвований.
Заговорщики призывали на помощь и ближайших союзников Болсонару. Например, такие призывы звучали в адрес Аугусто Хелено, бывшего министра институциональной безопасности в правительстве Болсонару. Кстати, расследование правительством Бразилии сосредоточено и еще на одной фигуре – Андерсоне Торресе, бывшем министре юстиции и общественной безопасности. Он подмочил свою репутацию тем, что оказался на выходных в Орландо. Торрес утверждал, что был там на семейном празднике, с Болсонару не контактировал, но как знать. В этом предстоит еще разобраться расследователям.
Согласно данным отчета жизни протестного лагеря, радикалы совершали фактически кражу электроэнергии. На месте обитания болсонаристов было много генераторов, на записи с места можно было разглядеть провода, которые тайно снабжали энергией как минимум две палатки. Помимо прочего, в лагере была даже собственная исповедальня, а священник постоянно присутствовал на месте.
Есть еще один более ранний факт из политической жизни Болсонару, который связан с нынешними событиями. Явная поддержка демонстрантов военной полицией. В августе 2021 года 25 губернаторов бразильских штатов подписали протокол встречи, в которой выразили озабоченность по поводу высокого уровня поддержки Болсонару в военной полиции. Если сейчас это будет доказано, то это станет решающим фактором для обвинения экс-президента во всех грехах. Но уже не теоретически.