«Виноват Козырев»: Госдума поставила точку в отношениях с Советом Европы

Денонсировано сразу два десятка международных договоренностей

Госдума по предложению президента Путина одним законом денонсировала сразу четыре европейские конвенции и дополнительные протоколы к ним. Замглавы МИД Александр Грушко заверил депутатов, что руководство страны ответственно подходит к анализу международных договоренностей, и те из них, которые отвечают национальным интересам, разрываться не будут - если, конечно, «коллективный Запад» не попытается Россию «дискриминировать».

Денонсировано сразу два десятка международных договоренностей

Законопроект под названием «О прекращении действия в отношении РФ международных договоров Совета Европы» был внесен в Госдуму президентом в декабре 2022 года. Текст документа подготовил МИД, его согласовали с Конституционным и Верховным судами, Генпрокуратурой, ФСБ, МВД, Минтруда, Минэкономразвития, Минюстом и Минфином, сообщил депутатам замглавы внешнеполитического ведомства Александр Грушко.

Серьезный кризис в отношениях со Страсбургом, где базируются руководящие органы СЕ, начался в 2014 году, после присоединения Крыма, напомнил он, а «развязка» наступила в 2022 году после начала специальной военной операции. Россия 11 месяцев как больше не член организации, в которую вступила в 1996 году, и потому все заключенные в её рамках конвенции и договоры, предназначенные только для членов СЕ, автоматически прекратили для РФ свое действие с 16 марта 2022 года, заявил замглавы МИДа. При этом «сохранялась необходимость отразить уже свершившийся юридический факт в российском законодательстве», «поставить точку в процессе расставания с СЕ» - так объяснил он необходимость принятия законопроекта.

Следом на трибуну поднялся первого замглавы думского Комитета по международным делам Вячеслав Никонов («ЕР»). Реального значения в Европе эта организация не имела никогда, а 90% европейцев не скажут с ходу, чем СЕ отличается от ЕС, сказал он. «Нечего было нам там делать, но к сожалению, доминировала тогда (в середине 90-х - «МК».) доктрина Козырева, которая исходила из того, что России надо стремиться к вступлению в ЕС и НАТО, и соответствовать критериям, заложенным в принципах СЕ». В результате «мы получили площадку по избиению России», констатировал депутат, честно признавшись, что и сам «по молодости» ездил на сессии ПАСЕ. «Была без радости любовь, разлука будет без печали», - процитировал он Михаила Лермонтова. 

«Вы сказали, что мы находились в СЕ согласно доктрине Козырева. Правильно ли я понимаю, что мы только сейчас от этой доктрины освобождаемся?» - спросил Михаил Делягин («СР»). Г-н Никонов рассказал, что в начале 1996 года после отставки с поста министра иностранных дел Андрея Козырева «доктрина Козырева, собственно, и прекратила существование». Объяснять, почему же Россия продолжала оставаться членом СЕ и при президенте Путине и других министрах иностранных дел вплоть до 2022 года, он не стал.

Михаил Матвеев (КПРФ) напомнил, что накануне депутаты отдельным законом денонсировали ещё одну Конвенцию СЕ - «по противодействий коррупции», а тут «чохом сразу и Европейскую хартию местного самоуправления, и Социальную хартию, и Конвенцию по пресечению терроризма, и Конвенцию о правах человека и основных свободах». И спросил, почему же тогда не все международные договоры с СЕ разрываются. Г-н Грушко ответил, что денонсируются лишь те из них, которые открыты для участия только членов этой организации, но есть ещё 43 документа, открытых для участия не-членов СЕ, «и тут мы будем определяться по мере необходимости».

Среди тех документов, которые Россия не денонсирует, потому что считает их полезными для себя, замглавы МИДа назвал конвенции об эквиваленте дипломов, об академическом признании университетских квалификаций, об охране архитектурного наследия, о приграничном сотрудничестве, о защите физлиц при автоматической обработке данных, о борьбе с фальсификацией лекарств, о борьбе с допингом и т.д. Особенно он подчеркнул важность Конвенции о содействии по уголовным делам - она позволяет требовать выдачи преступников, скрывающихся в иностранных юрисдикциях. И той, что говорит об отбывании наказания в стране происхождения…

Алексей Куринный (КПРФ) решил узнать мнение МИДа о том, не лучше ли было бы не ставить окончательную и бесповоротную точку в отношениях с Европой, а сохранить возможность для диалога: «Европа механизм живой, завтра поменяются некоторые лидеры, изменится политическая ситуация».

Г-н Грушко заявил, что с Советом Европы как организацией «всё, история закончена», но «если произойдет что-то такое в международных отношениях, что позволит Западной Европе осознать свой национальный интерес и понять, что они не могут жить без здоровых и нормальных отношений с Россией, тогда ситуация может стать другой».

Евгений Попов («ЕР») «по поручению избирателей с запада Москвы» хотел узнать, что изменится в плане защиты прав человека в России после денонсации ряда конвенций СЕ. Г-н Грушко заверил, что ничего - потому что, мол, положения Европейской Конвенции по правам человека уже были интегрированы в российское законодательство, лучшие практики ЕСПЧ тоже, и вообще «Россия 1996 года и Россия 2022 года в смысле правового поля две разные страны».

Андрей Кузнецов («СР») посетовал, что денонсация «будет использована на Западе для демонизации России, чтобы показать - вот, мол, они не такие, как мы, и ничего хорошего, что есть в наших ценностях, не хотят». «Это как бы не наш выбор», - не согласился г-н Грушко. «Да, мы другие, и мы лучше», добавил г-н Никонов.

Зал зааплодировал.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру