Общеизвестный факт: после принятия Финляндии в НАТО фактически удвоилась протяженность границы альянса с Россией. Ожидаемое после заявлений турецкое президента вступление в Североатлантический блок Швеции будет значить, что под эгидой этой организации окажутся все «нордические» страны. И несомненно, это обстоятельство усиливает геополитическую конкуренцию в Арктике.
Об этом еще в конце прошлого года предупреждала Москва. Министерство иностранных дел России заявляло, что вступление Швеции и Финляндии в НАТО может ускорить милитаризацию Арктического региона – а это, в свою очередь, «будет означать значительное усиление напряженности из-за рисков для безопасности в высоких широтах».
Натовцы, со своей стороны, озабочены интересом России к Арктике. «В последние годы Россия значительно увеличила свою военную активность, создав новое арктическое командование, открыв сотни новых и бывших советских военных объектов в Арктике, включая аэродромы и глубоководные порты, и используя регион в качестве испытательного полигона для новых систем вооружения, – не скрывал генсек Йенс Столтенберг беспокойства в своей статье в опубликованной в августе 2022 года канадском издании Globe and Mail. – В прошлом месяце президент России Владимир Путин запустил новую военно-морскую стратегию, пообещав защищать арктические воды «всеми средствами»... Способность России препятствовать переброске подкреплений союзников через Северную Атлантику является стратегическим вызовом Североатлантическому союзу».
Беспокоит Брюссель и расширение своего присутствия на Крайнем Севере и Китая, объявившего себя «приарктическим государством» и планирующего «Полярный шелковый путь», который соединил бы Поднебесную с Европой через Арктику. Пекин быстро укрепляет свой военно-морской флот, планируя построить самое большое в мире ледокольное судно. Китай также инвестирует десятки миллиардов долларов в энергетические, инфраструктурные и исследовательские проекты в регионе. Ранее в прошлом году Пекин и Москва обязались активизировать практическое сотрудничество в Арктике в рамках углубляющегося стратегического партнерства, которое, как уверяет Столтенберг, «бросает вызов нашим ценностям и интересам».
«После вступления Финляндии и Швеции в Организацию Североатлантического договора Североатлантический союз может совершить заслуженный круг почета, – пишет в своей колонке, опубликованной агентством Bloomberg адмирал ВМС США в отставке, бывший верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО Джеймс Ставридис. – Я командовал войсками обеих стран в Афганистане и шведскими военными в ливийской кампании 2011 года. В этих странах есть профессиональный и мотивированный персонал, оснащенный превосходными технологическими системами, от современных реактивных истребителей до малозаметных военно-морских корветов».
Один из аспектов присоединения Швеции и Финляндии, которому уделяется мало геополитического внимания (когда все сосредоточено на Украине), продолжает адмирал Ставридис, — это то, как они увеличат мощь НАТО в Арктике.
Итак, учитывая новых членов, как может выглядеть последовательная стратегия НАТО для приобретающей все большее значение Арктики? Таким вопросом задается отставной американский военачальник и пытается дать на него ответ:
«Сделайте шаг назад и взгляните на географию. Вершина мира - это геополитический грозовой купол, в центре которого находится Северный Ледовитый океан. По мере того как глобальное потепление удаляет все больше и больше ледяного покрова, доступ к жизненно важным морским путям и углеводородам — нефти и газу — будет приобретать все большее значение для стран, расположенных на переднем крыльце Северного Ледовитого океана.
До Швеции и Финляндии пять таких стран уже были союзниками по НАТО: Канада, Дания (через Гренландию), Исландия, Норвегия и США. Два новых союзника, несмотря на отсутствие океанских береговых линий, считаются арктическими государствами. Около 15% территории Швеции и треть Финляндии находятся за Полярным кругом: регион, известный как Лапландия. Семь союзников по НАТО сейчас стоят лицом к лицу с Россией по ту сторону Северного Ледовитого океана».
Арктика, которую часто считают нейтральной зоной, на самом деле окружена военными объектами, внимательно наблюдающими за регионом, отмечает Джеймс Ставридис.
По его мнению, с учетом того, что первостепенное внимание российского руководства уделяется конфликту на Украине, у НАТО в Арктике появляются новые рычаги влияния и возможности. Североатлантическому союзу следует в натовских рамках сформировать меньшую «Арктическую коалицию», чтобы сосредоточиться на повышении своего военного потенциала на северной «макушке» Земного шара, призывает американский адмирал.
Эта коалиция, согласно предложениям Ставридиса, должна включать в себя хорошо укомплектованный центр, занимающийся изучением и анализом оборонительных мероприятий в суровых условиях. Логично и символично, что такой орган должен базироваться на территории одного из двух новых союзников, полагает адмирал.
Далее – более. Согласно американскому военачальнику (пусть и отставному), Североатлантический союз также должен разработать подробный «оборонительный» план реагирования на действия России на Крайнем Севере. И план этот должен быть тщательно протестирован в ходе наземных учений и операций в реальном мире.
Также Ставридис считает, что НАТО может усилить свою обычную деятельность по наблюдению и патрулированию в арктическом регионе. Она должна включать регулярное подледное патрулирование атомными подводными лодками США и Великобритании; для наблюдения за полярным регионом следует выделять больше спутникового времени; увеличение количества полетов морских патрульных самолетов дальнего радиуса действия, действующих из Исландии, Канады и Швеции; и наземные радиолокационные системы длительного действия в Гренландии и других северных районах..
Наконец, НАТО следует проводить регулярные крупномасштабные боевые учения в реальных условиях, призывает Джеймс Ставридис. Боевые действия при низких температурах протекают совсем по-другому, подчеркивает он – а потому каждая соответствующая боевая система НАТО — от ракет до автоматов, радаров и военных кораблей — должна быть оценена на предмет ее эффективности в арктических условиях.
Внимание к воздействию грядущего присоединения к НАТО Швеции на противостояние в Арктике привлекло и издающуюся в далекой от Крайнего Севера Испании газету El Pais. «Атлантический альянс приобретет стратегическую глубину с появлением нового партнера, значительно усилив возможности НАТО в Арктике», пишет издание.
Как сообщил агентству Reuters заместитель директора Финского института международных дел (FIIA) Саму Пауккунен, западные вооруженные силы в военном отношении примерно на 10 лет отстают от российских в Арктике.
Но, как говорится, лиха беда начало. Распрощавшаяся с традиционным нейтралитетом Суоми теперь окунулась в военные приготовления. В мае Финляндия уже в качестве члена НАТО провела свои первые арктические военные учения на одном из крупнейших в Европе артиллерийских полигонов в 25 км за Полярным кругом. В учениях наряду с примерно 6500 финскими военнослужащими приняли участие около 1000 союзников из Соединенных Штатов, Великобритании, Норвегии и Швеции.
Известный туристам как родина Санта-Клауса город Рованиеми также является базой арктических военно-воздушных сил Финляндии и будет служить военным центром региона в случае конфликта, отмечает Reuters. Хельсинки инвестирует около 150 миллионов евро в обновление этой базы, чтобы иметь возможность разместить половину нового парка из 64 истребителей F-35, которые должны прибыть с 2026 года.
«Арктика, как правило, считается примером успешного сотрудничества между арктическими государствами НАТО и Россией, но есть опасения, что она будет все больше становиться спорной территорией в сфере безопасности, что, похоже, более вероятно, когда Швеция и Финляндия станут странами НАТО», - говорит эксперт по трансатлантической безопасности Кристофер Скалуба.
Тут, действительно, к гадалке не ходи – напряженность будет нарастать. И чем дальше, тем жарче будет становиться в арктических льдах. Тем более, что в НАТО своей экспансии в полярных широтах особо скрывать-то и не думают. «НАТО уже увеличивает наше присутствие на Крайнем Севере, – открытым текстом писал в августе прошлого года генсек Столтенберг. – Новое командование НАТО следит за тем, чтобы морские коммуникации в Атлантике оставались свободными и безопасными. Союзники, включая Канаду, инвестируют в новые воздушные и морские возможности. НАТО и союзники НАТО регулярно проводят арктические и противолодочные учения, чтобы гарантировать, что мы остаемся готовыми действовать в любых условиях и защищать каждый дюйм территории союзников от любой угрозы. Два крупнейших учения НАТО за последние годы – Trident Juncture и Cold Response – проходили на Крайнем Севере. В этом более опасном и конкурентном мире НАТО усиливает свое присутствие и бдительность по всему Североатлантическому союзу, в том числе на Крайнем Севере».