Представитель МИД России Мария Захарова заявила, что сегодня Москва официально уведомила Турцию и Украину, а также секретариат ООН о возражении против продления сделки. «ООН получила извещение Москвы о приостановке зерновой сделки», - цитируют слова источника в стамбульском офисе организации РИА Новости.
То есть пока остаются вопросы с формулировками: вышла ли Россия из зерновой сделки насовсем или только приостановила ее, поставив на паузу.
Тем не менее, российские эксперты уверены: ничего, кроме международного позора, сделка Москве не приносила. Ни одно из условий российской стороны, касающихся зернового соглашения, не выполнено, подчеркивает руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки Департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики, профессор НИУ ВШЭ, чрезвычайный и полномочный посол Андрей Бакланов. Российское продовольствие как не попадало, так и не попадает на рынки беднейших стран Африки, оседая в турецком зерновом хабе и превращаясь там в муку для европейских пекарен.
- Нас обманывали, мы продлевали (зерновую сделку. — Прим. "МК"). Зачем она нам нужна? Пускай мы стали продлевать ее не на шесть месяцев, а на три. Ну и что? Такое поведение создало у наших противников и бывших партнеров уверенность, что если на русских надавить как следует, можно добиться всего, чего угодно, - заявил Бакланов.
Эксперты полагают, что, когда обещания на Москву перестали действовать, Запад руками ВСУ и ГУР перешел к тактике откровенного терроризма. В ночь на 17 июля, за несколько часов до официального прекращения сделки, был атакован Крымский мост.
Дмитрий Песков опроверг связь между терактом и судьбой сделки. Однако косвенно версию аналитиков подтвердил российский МИД. «Сегодняшняя атака на Крымский мост совершена киевским режимом… Решения принимаются украинскими официальными лицами и военными при непосредственном участии американских и британских спецслужб и политиков. США и Британия осуществляют руководство террористической государственной структурой», - написала представитель внешнеполитического ведомства Мария Захарова в своем Тelegram-канале.
Андрей Бакланов уверен, что решение России о выходе из зерновой сделки может стать шагом к возвращению доверия в международном пространстве.
- Если мы сказали слово, оно должно быть весомо и не должно пересматриваться. Доверие возвращается к тем, кто этого заслуживает, - отметил эксперт.
Между тем сам факт заключения зерновой сделки летом 2022 года был важным дипломатическим маневром для России. Без сделки российский сельскохозяйственный сектор мог бы столкнуться с блокирующими санкциями Запада. Теперь же ситуация в корне иная. Москве никто не мешает похоронить зерновую сделку и спокойно торговать своим зерном.
- Мы можем поставлять зерно через Китай или Среднюю Азию, через Каспий при помощи Ирана, - подчеркивает заведующий отделом Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН, профессор Дипломатической академии МИД России Владимир Аватков.
При этом эксперты признают, что отказ Москвы продлевать сделку больно бьет по Анкаре и личному политическому имиджу Реджепа Эрдогана. Роль Турции как мирового зернового хаба оказалась под угрозой.
- Зачем туркам зерновая сделка? Турция — это хаб, туда стекаются торговые пути с севера на юг и с запада на восток. На этом базируется идеология Турции. То есть мы, всякий раз продлевая сделку, работали на укрепление турецкой идеологии. А что мы получали взамен? Проблемы, - констатирует Аватков.
Теперь главный вопрос — как поведет себя Эрдоган и пустит ли он в ход свой козырь: право открыть Босфор и Дарданеллы для военных кораблей НАТО.
Заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев считает, что позиция Москвы никак не отразится на безопасности в Черноморском регионе. Более того, в связи с СВО у России есть дополнительный козырь:
- Если будет надо, мы можем сделать так, что вообще ничего никуда не будет экспортироваться, - намекнул Евсеев.
Владимир Аватков добавляет, что после атаки ВСУ на Крымский мост Москве необходимо «снести» сам предмет зерновой сделки — разрушить логистические хабы поблизости от Крыма. При этом аналитик полагает, что вне зависимости от следующих шагов Москвы и Анкары отношения между двумя странами будут развиваться по негативному сценарию. Однако на резкую эскалацию с Россией турки не пойдут. Эрдогану не нужен чужой военный флот у берегов Турции, будь то корабли России или стран НАТО.
- Давление на Москву со стороны Турции может идти по линии торговли. Конечно, у Турции ключ от проливов. Но пока они действовали четко в соответствии с конвенцией Монтрё и не пускали военные корабли. Эскалация со стороны Анкары возможна, но у нее есть свои пределы, и турки это прекрасно понимают, - заключил эксперт.