Признание генерала Милли: США окончательно «прокатили» Украину с истребителями F-16

Слишком дорогое удовольствие, особенно с учетом российской ПВО

Для Зеленского и его команды продолжается полоса разочарований, начавшаяся на саммите НАТО в Вильнюсе. Там Киеву дали понять, что Украине пока не место в Североатлантическом альянсе. И вот спустя неделю, во время онлайн-встречи военных спонсоров Киева в формате «Рамштайн», новая «зрада» - глава комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Марк Милли заявил, что Киеву не видать истребителей F-16, и объяснил почему.

Слишком дорогое удовольствие, особенно с учетом российской ПВО

Собственно, генерал Милли не сказал сейчас ничего нового. Еще в апреле, во время общения с главкомом ВСУ Валерием Залужным, который очень просил у американцев самолеты F-16, Милли деликатно намекнул украинскому генералу, что Украине нужно думать не о новых самолетах, а об усилении своей ПВО.

Тогда в Киеве, очевидно, намек не поняли, так как в мае, во время саммита G7 в Хиросиме, Зеленский опять попросил у своих кураторов истребители F-16. После этого генералу Милли пришлось опять объяснять украинским военным, что самолеты F-16 - очень дорогие, и Штатам дешевле и эффективнее предоставлять Украине системы ПВО.

Глава американского генштаба попытался математически обосновать свою позицию. У России, по его словам, порядка 1000 боевых самолетов четвертого поколения — самолеты Су-24, Су-25, Су-30СМ, Су-34, Су-35. Чтобы конкурировать с ними, Украине понадобились бы сотни F-16. А поставка такого количества самолетов — просто не реальна по финансовым и производственным причинам.

Генерала Милли поддержал тогда министр военно-воздушных сил США Фрэнк Кендалл. Он сказал, что поставки F-16 не изменят правила игры на Украине и не смогут волшебным образом повлиять на ход боевых действий.

Тем не менее, Вашингтон тогда не поставил точку в вопросе с F-16 для Украины. В роли «доброго полицейского» выступил министр обороны США Ллойд Остин. Примерно месяц назад он пообещал Зеленскому, что европейские партнеры США, в частности Дания и Нидерланды, возглавят группу стран, которые помогут Киеву в обучении украинских пилотов на F-16. Речь шла о первой группе украинских военлетов из 20 человек.

Подготовка пилотов — это, конечно, не поставка самолетов, тем не менее, она оставляла хоть какую-то надежду получить очередное «чудо-оружие», которое уж теперь наверняка поможет добиться победы. Правда, не все так просто.

Для понимания: летчика-истребителя сначала учат в военном училище лет пять. Его самостоятельный налет к концу обучения — порядка 100 часов. Но настоящим воздушным бойцом выпускник училища станет, занимаясь боевой подготовкой в авиационном полку, когда его налет приблизится к 1000 часам. К этому времени он научится летать днем и ночь, в простых и сложных метеоусловиях, а главное — сможет эффективно применять оружие и выигрывать воздушные бои. До того, недоученный летчик — легкая мишень для противника.

Конечно, можно взять готового украинского летчика, который прошел подготовку, например, на МиГ-29 или Су-27. Переучить его на F-16 можно, пожалуй, за несколько месяцев. Но на Украине из-за больших потерь ВВС еще год назад образовался огромный дефицит летного состава. Один из выпускников украинского летного училища 2020 года писал в соцсетях, что из его выпуска, то есть из нескольких десятков лейтенантов, к лету 2022 года в строю осталось лишь несколько человек. То есть набрать на Украине для переучивания на  F-16 даже 20 пилотов — большая проблема.

Так что инициатива Ллойда Остина только на первый взгляд выглядела  обнадеживающей, а на деле отодвигала перспективу превращения Украины в «великую авиационную державу» очень и очень далеко.

Тем, кто этого не понял, генерал Марк Милли 18 июля на пресс-конференции по итогам заседания группы по координации поставок оружия Украине сказал прямо: «Волшебного оружия войны не существует, и F-16 таковым не является». Украине потребуются годы и миллиарды долларов для достижения паритета с Россией в военной авиации. 

Генерал напомнил, что цена десяти F-16 – $2 млрд. На самом деле, чуть меньше — порядка $1,2 млрд. Но, возможно, Милли включил в смету эксплуатационные расходы и траты на обучение пилотов. Соответственно, 100 штук F-16 — это $20 млрд. Между прочим, это годовой военный бюджет такой страны, как Испания. Но и в этом случае российские ВКС будут иметь десятикратное превосходство.

Чуть позже официальный представитель Пентагона, директор операций объединенного штаба Дуглас Симс назвал главную причину, из-за которой F-16 Украине поставлять не будут: «Россияне все еще имеют определенный потенциал противовоздушной обороны. У них есть и воздушный потенциал. И то количество F-16, которое возможно будет предоставлено, не является идеальным для того, что происходит сейчас».

Иными словами, в Вашингтоне посчитали нерациональным тратить миллиарды на перевооружение украинских ВВС, понимая, что, сколько бы F-16 они не поставили, рано или поздно российская ПВО их все «приземлит». 

Мечта Киева о заветном «чудо-оружии», которое принесет победу, не сбудется. Другое дело, что поставленные Киеву в свое время «святые джавелины», «Хаймарсы», «Леопарды» Украине тоже особо не помогли. 

Поставка или непоставка самолетов — вроде бы частный вопрос. Но он, наряду с неутешительными для Киева итогами Вильнюсского саммита НАТО, симптоматичен. Вялые достижения украинского «наступа», похоже, заставляют Запад задумываться о том, стоит ли и дальше забрасывать в украинскую «черную дыру» все новые и новые партии оружия на десятки миллиардов долларов. Надежд на нужный эффект от таких трат у Запада, судя по всему, все меньше. 

Политолог Юлия Витязева, к примеру, считает, что в этой ситуации у Запада только один выход: «Потихоньку сливать Украину, для которой каждый последующий пакет военной помощи продолжит оборачиваться все большим разочарованием и большими же потерями».

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29083 от 2 августа 2023

Заголовок в газете: Дорого и бесполезно

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру