Дело вокруг компании Burisma остается в руках американских республиканцев главным козырем против Джо Байдена и его сына Хантера. И здесь играет роль, скорее, не то, что больше нечего предоставить. Эта история все еще имеет «темные пятна», которые постепенно начинают проясняться.
Так, в четверг сенатор-республиканец Чак Грассли обнародовал показания информатора ФБР, которые возрождают ранее опровергнутые заявления о имевших место финансовых правонарушениях семьи Байденов. Однако обо всем по порядку.
Указанным федеральным информатором оказался американец украинского происхождения (его имя по понятным причинам не называется), который уже много лет, как подмечает консервативная газета New York Post, является весьма заслуживающим доверия источником ФБР. Он описал четыре разговора со Злочевским, начиная со встречи под Киевом в конце 2015 или начале 2016 года, заканчивая телефонным разговором в 2019 году.
Информатор указал, что каждый из его разговоров с владельцем Burisma Николаем Злочевским происходил в присутствии человека по имени Александр Остапенко. В деле утверждается, что он и познакомил информатора со Злочевским. Еще именно Остапенко, как утверждается, «работает в каком-то кабинете в администрации украинского президента Владимира Зеленского».
Злочевский якобы утверждал, что у него есть 17 записей разговоров с Байденами (две из которых связаны непосредственно с Джо), а также «множество текстовых сообщений» и два документа, которые информатор обозначил как финансовые отчеты о «платежах Байденам».
По словам Злочевского, записи и другие доказательства показали, что его «каким-то образом вынудили заплатить Байденам за увольнение генерального прокурора Украины Виктора Шокина».
Видимо, дабы снять с себя часть ответственности, владелец газодобывающей компании проинформировал федеральный источник, мол, «не отправлял никаких средств напрямую «Большому парню» (Джо Байдену)», но «следователям потребуется 10 лет, чтобы найти бумаги о незаконных платежах» на тот момент еще вице-президенту США.
На встрече в Вене в 2016 году Злочевский якобы назвал Хантера Байдена проводником своего отца, когда его спросили о расследовании Шокина в отношении Burisma. Владелец компании на голубом глазу утверждал, что, «несмотря на глупость» Байдена-младшего, его нужно было оставить в совете директоров Burisma (чтобы все было в порядке). Фактически мотивация была такова: в украинской компании считали, что назначение на высокий пост родственника влиятельного американского политика может защитить их от всевозможных проблем.
Но в какой-то момент компания обрела эти проблемы в виде генпрокурора Незалежной Виктора Шокина. Тогда высокопоставленный чиновник организации предложил выплатить по 5 миллионов долларов каждому из Байденов, чтобы отстранить въедливого Шокина от должности.
Можно было бы ограничиться излюбленной фразой украинских политиков, что «цэ зрада», ничего общего с действительностью показания информатора не имеют, если бы не известный факт. Напомним, что в 2018 году Байден-старший поведал, что Шокина сняли с должности именно из-за его вмешательства в дело.
Тогда вице-президент пытался убедить свою команду в необходимости предоставить Украине долгосрочные кредитные гарантии. Это случилось не по щелчку пальцев, Байдену пришлось полетать в Киев энное количество раз. И вот, чудо! Весной 2016 года политик был готов объявить руководству Незалежной, что им одобрен ещё 1 миллиард долларов кредитных гарантий. Но при одном условии – надо уволить Виктора Шокина.
Тогдашний президент Украины Петр Порошенко и премьер-министр Арсений Яценюк пообещали «большому брату» сделать это. «Сукин сын» (как его впоследствии назвал сам Джо Байден) Шокин был уволен.
Помимо увольнения прокурора, бывший стенографист Белого дома Майк Маккормик заявил, что Джо Байден выступал за поддержку газовой промышленности Украины во время поездки в Киев всего через несколько дней после того, как Хантер незаметно присоединился к Burisma, что он назвал явным конфликтом интересов.
Несмотря на то, что впоследствии украинская сторона опровергала все факты контактов сотрудников Burisma с Байденами, есть иные факты, доказывающие, что подобное происходило. Например, в 2015 году Джо Байден встретился с исполнительным директором газодобывающей компании Вадимом Пожарским на ужине в Cafe Milano округа Колумбия. Эти данные приводятся в отчете New York Post за 2020 год. Примечательно, что на следующий день после встречи Хантер Байден получил электронное письмо от Вадима Пожарского с благодарностью за то, что он познакомил его со своим отцом.
В общем, фактов масса, а обнародованный Грассли отчет стал очередным ударом демократам под дых. Предоставив данные, сенатор задал логичные вопросы: «Что сделали Министерство юстиции и ФБР с подробной информацией, содержащейся в документе? И почему они так долго пытались скрыть это от Конгресса и американского народа?»
Это обвинение стало предметом пристального политического внимания с тех пор, как оно было впервые опубликовано, и республиканские члены Конгресса выступили с инициативой импичмента президенту, если будут найдены подтверждающие доказательства.
Как отметила аналитик New York Post Миранда Дивайн, история с коррумпированной схемой семьи Байденов по распространению влияния достаточно скандальна. Но сокрытие этого – больше, чем Уотергейт.
И пока республиканское крыло кипит от полученной информации, правящие демократы вновь стараются утихомирить общественность. Представитель Белого дома Ян Сэмс заявил в четверг: «Примечательно, что республиканцы в Конгрессе в своем стремлении преследовать президента Байдена независимо от правды продолжают выдвигать утверждения, которые были опровергнуты. Понятно, что республиканцы в Конгрессе полны решимости играть в бесстыдную, нечестную политику и отказываются позволить правде встать на пути».
Но будем честны, подобная игра в преддверии президентских выборов 2024 года в принципе свойственна американскому истеблишменту. Республиканцы давят на махинации Байденов, демократы раз за разом накручивают на политическое веретено все новые уголовные дела против Дональда Трампа. Пока Республиканская партия кажется в этом соревновании более осознанной: на каждую претензию есть неоспоримое и документально зафиксированное доказательство. Судя по реакции представителей Белого дома, консерваторы пока попадают «в яблочко».