Клинцевич рассказал, как США шантажировали Эрдогана и как он «выбрал Россию»

О чем президенты России и Турции могли говорить на закрытой части встречи в Сочи

Позиция Москвы насчет зерновой сделки после переговоров в Сочи осталась неизменной. Турция же не теряет надежды, что ее удастся возобновить. Но переговоры все же можно считать успешными, считает военный эксперт, глава Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич.

О чем президенты России и Турции могли говорить на закрытой части встречи в Сочи

— Все рассчитывали на появление каких-то договоров или проектов по итогам встречи, — говорит Андрей Клинцевич. — Но для нас важно, чтобы не были нарушены предыдущие договоренности. Это имеет более принципиальное значение.

Военный эксперт напомнил, что Турция является вторым по мощи и возможностям государством среди членов НАТО.

— Обладающая постимперским синдромом и желанием расширяться, завоевывать новые территории, с определенными амбициями построения нового большого «тюркского мира», в том числе, в составе бывших республик Советского Союза, Турция находится под беспрецедентным давлением США. 

Давление настолько сильное, что американцы пытались организовать в Турции революцию, свергнуть Эрдогана, как говорится, изнутри, с помощью военного переворота, потому что снаружи не получалось. Им это не удалось.

США заставляли Эрдогана сначала не покупать наши передовые комплексы ПВО С-400, а позже хотели, чтобы Турция их отдала, поменяла их на комплексы «Пэтриот». А С-400 отдала бы Украине, а также американским лабораториям для того, чтобы изучить наши передовые технологии как радаров, так и ракет.  

Турция на это не пошла. И ей заморозили 1,4 миллиарда долларов, которые Турция заплатила для того, чтобы поучаствовать в программе по совместному строительству истребителя F-35. Ей не просто отказали в покупке этих самолетов, а даже отказали в модернизации действующих самолетов F-16.

На что Турция сказала: все, вопросов нет, тогда мы будем взаимодействовать с русскими. И будем рассматривать их передовые авиационные комплексы, такие, как Су-57, может быть, однодвигательные легкие тактические малозаметные истребители Су-75. Или вообще строить самостоятельно - и они уже презентовали свой боевой самолет под названием KAAN (в переводе с турецкого — хан, повелитель).

Собеседник напомнил, что Турция исключила пропуск через проливы в Черное море военных кораблей НАТО. 

— На Турцию давили для того, чтобы она отказалась от Конвенции Монтре и пустила военные корабли нечерноморских государств в зону конфликта в Черном море, тем самым нивелировала наш военно-морской флот, находящийся в этом регионе. 

Турция не сделал этот шаг. Она не присоединилась к санкциям.

Турция является для нас ведущим логистическим центром. Достаточно заметить, что тысячу рейсов, которые осуществляются через Турцию транзитом, являются для нас одним из «окон» во внешний мир. Я уже не говорю о параллельном импорте, который проходит через Турцию и реально закрывает нам потребности в самых разных отраслях. 

Да, это стало немного дороже, но мы не остановили заводы, которые не могли одномоментно переключиться на других поставщиков по тем или иным комплектующим.

В сложившейся ситуации Эрдоган призывает к миру, пытается реально что-то сделать для урегулирования украинского конфликта, и это не на условиях американцев. Для нас это очень серьезная перспектива.

Эксперт также обращает внимание на открытие впервые на территории непризнанной республики Северный Кипр российского офиса для оказания консульских услуг гражданам России.

— Тем самым мы посылаем достаточно серьезный сигнал Греции и Кипру, которые нарушили все договоренности, а именно передали Украине наши комплексы С-300, а также танки, которые мы ранее им продавали, запрещая их экспорт в третьи страны, тем более нашим противникам.  

Поэтому Андрей Клинцевич уверен, что прошедшие переговоры в Сочи имели еще и закрытую часть.

— Мы можем только догадываться о чем шла речь. Но хотел бы напомнить, что мы с Турцией совместно патрулируем территорию Сирии, пытаемся локализовать конфликты, которые там есть. В отличие от американцев, которые там просто занимают территорию нефтеносных районов и вывозят оттуда нефть, фактически, грабя территорию независимой страны. 

Мы с Турцией пытаемся урегулировать, ищем компромиссы относительно конфликтных точек на Южном Кавказе.

Эксперт обращает внимание, что в Сочи встречались министры обороны, и, вполне возможно, что речь шла о военно-техническом сотрудничестве.

— Также взаимодействовали министры сельского хозяйства, речь могла идти об отправке в Турцию миллион тонн зерна, чтобы потом переправить муку в страны Африки. Это мог быть один из итогов встречи на высшем уровне. Наш президент четко указал, что проблемы голода в мире нет. Доля Украины на мировом рынке пшеницы — менее 5%. Россия легко закроет эту зону.

Эксперт говорит, что все помнят о турецких помидорах, а в поставках России — еще целая линейка плодоовощной продукции, которая приезжает к нам раньше, чем у нас начинается сезон.

— Поэтому точек взаимодействия было немало, это и культурно-гуманитарная часть, и развитие тюркских народов, и развитие Каспийского региона, и присоединение Турции к проектам перспективного Международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». 

Андрей Клинцевич считает, что прошедшие переговоры в Сочи можно считать очень успешными.

— Мы еще раз подтвердили взаимодействие и сотрудничество на очень высоком уровне. Турция, не побоюсь этого слова, является для нас очень серьезным союзником. И можно рассчитывать, что Турция через какое-то время, убедившись в бесперспективности вступления в Евросоюз, обратит свои взоры на межгосударственное объединение БРИКС, которое мы развиваем как равноправную, многостороннюю площадку. 

По мнению эксперта, мир сейчас начинает делиться не на тех, кто за Россию или за Украину, а на приверженцев консервативных ценностей и тех, кто проповедует либеральные взгляды, просто скатывается в педофилию, зоофилию, откровенный сатанизм.

— Турция является одной из консервативных стран с духовно развитыми семейными ценностями. Им с нами по пути. 

Что касается продление зерновой сделки, то президент Турции Эрдоган по итогам переговоров с российским лидером Владимиром Путиным, сообщил, что мнения России и Запада расходятся по вопросам переводов через SWIFT и страхования.

— Россия поставила условие выполнить нашу часть сделки. А это — расконсервирование работы системы SWIFT для «Россельхозбанка» и других банков. А также разблокирование системы страхования наших судов, разблокирование движения нашей сельхозпродукции и удобрений. Это то, что пытается пообещать нам ООН и Турция, но это не в их власти.  

Все это во власти США, а им это не нужно. Им нужен односторонний формат, они привыкли обманывать. Поэтому, в сложившейся ситуации без выполнения наших условий Россия на продление зерновой сделки не пойдет. Время на нашей стороне.  

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру