Дания полезла на рожон с «досмотром российских танкеров»: ответим военными кораблями

Гундаров рассказал, как противостоять датской «инициативе»

Дания заявила, что может начать досматривать российские танкеры, которые следуют через Датские проливы. Формальный повод – опасение за экологию, которая может пострадать из-за «старых российских танкеров». На деле, судя по всему, Дания как исправный член НАТО и ЕС хочет помешать продажам российской нефти или максимально их затруднить. Военный эксперт, капитан 1 ранга в запасе Владимир Гундаров рассказал «МК», чем может окончиться эта датская инициатива.

Гундаров рассказал, как противостоять датской  «инициативе»

Как заявил представитель датского военного командования, «в качестве основания для проверки будут законы, позволяющие проверять суда, которые представляют экологическую угрозу». По подсчетам датчан, ежедневно через датские проливы перевозится примерно 2 млн баррелей российской нефти.

Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, комментируя планы Дании задерживать танкеры с нефтью из России, напомнил о необходимости соблюдения правил международного судоходства.

– Дания, если это нормальное государство, а не морской разбойник, должна соблюдать все нормы международного морского права и заключенные международные договора, – говорит Владимир Гундаров. – Датские, или, как их еще называют, Балтийские проливы – это проливы  Большой и Малый Бельты, Зунд. Они соединяют внутреннее море с открытым морем и уже 166 лет являются открытыми для гражданского судоходства. Там нет никаких пошлин, никаких ограничений для гражданских судов.

–​ А для военных?

– Для военных кораблей, которые следуют через Балтийские проливы, определен свой порядок для мирного времени. Ограничение это такого рода: если идут один, два или три военных корабля, они должны за трое суток предупредить Данию, что будут проходить проливы, следуя в одну или другую сторону. Если идет отряд, в котором больше трех военных кораблей, они должны Данию предупредить за 8 суток.

Российские военные корабли, следуя в дальние морские походы, все время проходят через эти проливы. И действуют в соответствии с правилом, которое было установлено еще 166 лет назад Копенгагенской конвенцией, участником которой является Россия. Никто Россию не исключал из неё, Россия и сама не выходила.

 Какие могут быть действия с нашей стороны, если Дания все же решит досматривать танкеры?

– Прежде всего – обращение в морской арбитраж, в международные организации с жалобой. Если такие будут случаи – это нарушение международных договоров, заключенных с Россией.

 Если они собираются нас там не пропускать, то это что как объявление войны, получается?

– Они не говорят, что не собираются нас пропускать. Они собираются досматривать суда. Я не могу представить, как это может быть с проверкой нефти. Если, например, это старый танкер какой-то, у которого нет европейской страховки, а застрахован российской компанией... Что они хотят сказать: разворачивайте этот танкер на 180 градусов и отправляйте его обратно в Россию? Но это же противоречит международным соглашениям.

А мы можем послать вместе с танкерами наши военные суда, чтобы не позволить им проводить такие осмотры?

– Конечно. За три дня уведомляем Данию, что наш военный корабль будет проходить проливами. И этот корабль имеет полное право препятствовать незаконным действиям датских пограничных сил в отношении наших гражданских судов.

Похожий случай был – правда, не в отношении Дании, а в отношении Норвегии, которая запретила российским рыбакам ловить рыбу возле Шпицбергена. Хотя по договору мы имеем право там вести лов рыбы. В тот район направили российские корабли Северного флота, и они охраняли наши рыболовные суда.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29158 от 16 ноября 2023

Заголовок в газете: Стой, кто плывет!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру