Сербия поверила России и избежала «Майдана»: Запад увяз в украинском сценарии

Чего ожидать от протестов в Белграде

Поствыборные волнения в Сербии продолжаются. Сторонники прозападной оппозиции под предводительством некогда одного из главных противников Слободана Милошевича Драгана Джиласа вновь устроили в столице ночь больших разрушений. В здание Скупщины летели камни, демонстранты жгли файеры, били стекла. Местные правоохранители отреагировали, как и полагается реагировать в такой ситуации: жестко, но эффективно подавили гнев толпы. За ночь, по данным МВД страны, было задержано 38 человек. Однако конец ли это? Попробуем разобраться.

Чего ожидать от протестов в Белграде

«Призываю граждан не беспокоиться, речь не идет о революции», – так в своем обращении к нации вечером 24 декабря отреагировал на вновь вспыхнувшие протесты президент Сербии Александр Вучич.

Откуда такая уверенность, ведь не первый же вечер после внеочередных парламентских выборов 17 декабря прозападные силы выходят крушить все вокруг. Да и получившая после воскресного напряжения более широкое применение к ситуации в республике фраза «попытка Майдана» тоже косвенно может указывать на негативный сценарий дальнейшего развития событий. Однако Сербия – не Украина. Взглянем на важные отличия.

Полиция вступила в борьбу с оппозиционными силами вполне конкретно: блокировала вход в Скупщину, применяла против протестующих слезоточивый газ. Что важно, правоохранители получили поддержку лидера страны – Александра Вучича. Показательно, что им было произнесено после разгона демонстраций: «Я поблагодарил всех сотрудников полиции, которые сегодня вечером вынесли на себе тяжелую ношу. Людям важно знать, что это было подготовлено. У нас есть веские доказательства этого. Государство отреагирует, и я убежден, что прокуратура и компетентные государственные органы отреагируют в соответствии с Конституцией и законом. Никто не имеет права разрушать наш дом и уничтожать имущество этой страны, и тем более никто не имеет права серьезно ранить наших полицейских».

По уточнению Вучича, двое полицейских получили тяжелые ранения, но еще больше (их количество названо не было) получили легкие травмы. Глава Управления полиции Ивица Ивкович, обращаясь к общественности 25 декабря, заявил: «Вчера около 18:00 произошел внезапный сход граждан. Их было около 2400 человек. Собравшиеся несколько часов бросали в полицейских дубинки. Они терпели насилие в течение трех часов. Восемь полицейских получили ранения».

Сербские чиновники (включая Александра Вучича) признали и во всеуслышание заявили, что протесты в стране поддерживаются с Запада. На чем сконцентрировал внимание после встречи с Вучичем посол РФ в Сербии Александр Боцан-Харченко, рука «коллективного Запада» здесь неопровержима: «Все эти протесты, а элемент насилия, действительно, идет по нарастающей, спланированы, организованы и сейчас проводятся по технологиям, принципам и схемам так называемых «майданных революций». Это действительно так».

Зачем это сделано – вполне ясно. Лютое желание сербской оппозиции – столкнуть Вучича с президентского кресла. Запад тоже наверняка хотел бы такого поворота, так как Вучич стал (по меньшей мере, для еврочиновников) кровоточащей и несговорчивой занозой: санкции против России не вводит, Косово не признает, страна еще и в Евросоюз не входит, что позволяет ей в окружении государств-членов ЕС вести более-менее независимую политику.

Раскачка ситуации по «майданным технологиям» во многом сейчас маловероятна, что и показали предыдущие дни протестов, а особенно вечер 24 декабря. Во-первых, позиции Вучича сейчас со стороны народа (не берем во внимание прозападную оппозицию) крепки. Экономический рост и процветание Сербии за период правления Александра Вучича заметны, что признают значительные части общества даже в общении с западной прессой.

Во-вторых, нынешние правящие силы страны (а это не только Вучич, но и члены «Сербской прогрессивной партии») отлично осознают, на кого в трудной ситуации стоит положиться. Так, и Вучич, и премьер-министр страны Ана Брнабич открыто поблагодарили именно российские спецслужбы за предоставленную информацию о готовящемся бунте. Кстати, то, что этого не сделали западные силы – тоже говорит о многом.

Говорить о том, что протесты завершились, наверное, рано. В традиции сербской оппозиции выходить на митинги многие недели. Очевидно то, что сдаться сразу – значит, признать, что оппозиция проиграла легально избранным властям Сербии и конкретно Александру Вучичу. Правящие силы вряд ли (а особенно после погромов, которые учинили «западники») пойдут на поводу у оппозиции и решат назначить перевыборы в Белграде.

Кстати, очень важно понять, что протесты сейчас проходят только в столице (в знак несогласия, что места в Скупщине заняли не члены политического списка «Сербия против насилия»). С одной стороны, это может подтвердить довод, что жители периферии не вполне согласны с революционным настроем противников действующей власти. С другой же стороны, это сигнал властям, которым сейчас важно утихомирить именно столицу, дабы спрут недовольства не раскинул свои щупальца на иные части этого балканского государства. Фактически, наступает момент проверки Вучича и его команды (в широком смысле слова) на прочность: смогут ли они так же эффективно сдерживать недовольных. Пока это получается. И снова показательно, что понедельник у сербских властей прошел в разговорах с российской стороной.

Сербская оппозиция разгромила мэрию на фоне парламентских выборов: страшные кадры беспорядков

Сербская оппозиция разгромила мэрию на фоне парламентских выборов: страшные кадры беспорядков

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру