По данным Андрея Марочко, в районе Кременной и Лисичанска российские средства противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы перехватывают большое количество украинских дронов кустарного производства. При этом отмечается увеличение самодельных беспилотников различного класса и назначения и снижение доли импортных дронов заводской сборки. С чем это связано?
– Беспилотники, которые периодически входят в очередной пакет направляемой Украине военно-технической помощи, – рассказывает Денис Федутинов, – это в основном системы малого класса и барражирующие боеприпасы. Их поставщиками являются США и некоторые страны Европы, включая Польшу и Германию.
Более тяжелые системы, те же 650-килограммовые турецкие аппараты Bayraktar TB2, передавались Украине, в том числе другими странами, на ранних этапах конфликта. Они вполне предсказуемо (с учетом их «боевого опыта» в Сирии и Ливии) проявили себя на Украине не лучшим образом. Потому позже они (по крайней мере – публично) не входили в пакеты новых военных поставок.
Так вот, если посмотреть на системы легкого класса, то необходимо понимать, что сколь бы существенными ни казались масштабы применения беспилотников в армии США, собственные беспилотные арсеналы Пентагона измеряются максимум несколькими тысячами единиц. Армии американских союзников имеют дроны аналогичного класса в количестве, измеряемом десятками, максимум сотнями единиц.
При этом мы знаем, что на Украине с обеих сторон используются тысячи и десятки тысяч беспилотников, которые в условиях противодействия средств РЭБ и ПВО живут весьма недолго – максимум месяц-два.
При таких масштабах применения дронов западные партнеры Украины просто не в состоянии оперативно закрыть имеющиеся потребности ВСУ за счет поставок, что называется, «из наличия», то есть со своих арсеналов. Соответствующие же производственные мощности их профильных компаний-изготовителей пока, похоже, продолжают работать в целом без серьезного увеличения серийности.
– А украинский военпром может удовлетворить запросы армии в части беспилотников?
– Украинские компании, специализирующиеся на беспилотных системах, вероятно, не имеют больших заказов. Их реальные производственные возможности невелики, а полученные контракты нередко объяснялись не конструкторскими или производственными успехами, а хорошими личными отношениями с заказывающими структурами. Это одна из причин того, что дефицит часто закрывается собственными кустарно изготавливаемыми изделиями.
Вторая причина в том, что серийные заводские беспилотники, как правило, довольно дороги. А малый срок их жизни на поле боя, который мы наблюдаем в зоне СВО, заставляет украинское командование искать менее затратные решения.