Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в интервью МК рассказал, что может предпринять Евросоюз в попытках остановить рост цен на газ.
Игорь Юшков объяснил происходящее: «Тут четная попытка Евросоюза как-то сбить цены. На практике они уже подобный потолок цены вводили, и он никак не работал. И они сами создали систему торговли газом, которые ориентируются на биржевые показатели. И биржу они не закрыли сейчас и не закрывают. То есть, по-прежнему будет биржевая цена.
Она будет зависеть от множества факторов: от температуры, от того сколько прокачивается, в том числе в России, газа, сколько СПГ приходит и прочее».
Эксперт указал, что в Евросоюзе появился еще один крупный потребитель газа – Украина. Игорь Валерьевич отметил: «Сейчас новый фактор добавился — это Украина, в плане потребителя. Киев очень мало газа накопил в подземных хранилищах к началу отопительного сезона. Потом Россия наносила ещё удары по этим подземных хранилищам. Киеву не хватает газа и они, наоборот, закупают это газ у европейцев, предварительно сами и перекрыв российский газ Европе, а теперь покупают.
Более того, они теперь через Словакию, которая большим образом пострадала, теперь качают в Европу газ. Сами перекрыли словакам газ, теперь сами через них и получают этот газ.
Эксперт Финансового университета обратил внимание на растущее потребление газа в ЕС: «Отбор газа из подземных хранилищ идёт рекордными темпами для февраля, чуть ли не за всю историю наблюдений. За последние годы это точно. Получается, что это всё толкает цены вверх.
Нормативно никак ЕС остановить это рост цен и вообще регулировать цены не может. Поэтому, когда они говорят о потолке цены, то это скорее всего вопрос субсидирования. То есть, они предлагают говорить о том, что розничным потребителям, населению, например, энергетические компании в Европе, которые уже купили газ по высоким ценам, они должны продавать не более какой-то определённой цифры. Вот об этом речь идёт. Но кто тогда покроет разницу между тем, почём купили энергетические компании европейские на внешних рынках газ, и почём продают на внутреннем?».
Игорь Юшков считает, что европейцы пытаются решить возникшие проблемы с помощью субсидий: «И тут как раз обсуждается, либо из европейских фондов давать и субсидировать, либо на уровне национальных правительств. Пусть из национальных бюджетов какая-то субсидия идёт. И это не говорит о том, что потребители будут дешёвый газ получать, нет. Они всё равно потом заплатят. Просто европейские власти хотят это повышение растянуть во времени.
Они так делали в 2022 году, когда цены на газ были сверхвысокими. По несколько тысяч долларов за тысячу кубов. Но в итоге потом тарифы на энергию в Европе, на газ, они повышались для конечного потребителя. То есть, это подорожание европейцы растянули по времени и предлагают это же сделать сейчас. Поэтому речи о том, что европейцы сейчас заставят продавать им дешёвый газ, вместо дорогого, не идёт. Если они не хотят платить рыночную цену, тогда газ уйдёт на азиатские рынки, где похожие цены. Поэтому любые попытки вмешиваться в реальное ценообразование - это путь к дефициту, а значит ещё большим проблемам.
Игорь Юшков добавил, что изменение цены на газ на ценообразование в нашей стране не окажет влияния: «На Россию это никак не повлияет, потому что мы продаём по рыночной цене, которая формируется на бирже свой газ. И дальше будем его продавать. Поэтому на доходах России, отведение каких-то потолков цен внутри Евросоюза, никак не скажется. Доходы не пострадают».
Читайте материал "В МИД Словакии раскрыли, как Украина получает российский газ"