«Вэнс сказал Европе правду»: профессор Жданов расценил крах атлантического альянса

Эксперт оценил удар мюнхенской речи вице-президента США Вэнса по европейскому либеральному истеблишменту

Мюнхенская речь вице-президента США Джей Ди Вэнса стала вторым потрясением для Европы после высказываний в Брюсселе нового шефа Пентагона Пита Хегсета. Европейцы даже заговорили о крахе трансатлантического альянса. Насколько резкий поворот наметился в отношениях США и Европы, рассказал профессор Юрий Жданов, доктор юридических наук, заведующий кафедрой ждународного права РГСУ, заслуженный юрист России.

Эксперт оценил удар мюнхенской речи вице-президента США Вэнса по европейскому либеральному истеблишменту

– Юрий Николаевич, что такого неприятного сказал вице-президент США, что так не понравилось европейцам?

– В общем-то, он сказал им правду: главная угроза Европе - в ней самой. Вэнс обвинил европейских лидеров в отказе от традиционных ценностей и, что самое обидное, в нарушении основ демократии. По сути, он весьма прозрачно намекнул, что в Европе установилась глобалистская либеральная автократия с диктаторскими замашками, которая не прислушивается к мнению собственных народов и не блюдет их интересы. Как свидетельствует авторитетное издание The Spectator, Джеймс Дэвид Вэнс признал, что американский слух шокируют «легкомысленные заявления» европейских лидеров: «Меня поразило, когда недавно бывший европейский комиссар выступил по телевидению и выглядел довольным тем, что румынское правительство аннулировало выборы. Он предупредил, что если дела пойдут не по плану, то же самое может произойти и в Германии. Годами нам говорили, что все, что мы финансируем и поддерживаем, делается во имя наших общих демократических ценностей. Все - от нашей политики в отношении Украины до цифровой цензуры, преподносится как защита демократии. Но когда мы видим, как европейские суды отменяют выборы, а высокопоставленные чиновники угрожают отменить другие, нам следует спросить себя, придерживаемся ли мы достаточно высоких стандартов».

– Вэнс имел в виду возможный успех на предстоящих выборах «Альтернативы для Германии»?

– Вэнс этого не утверждал, но многие другие участники гонки так думают, в том числе Шольц. Но аргументы в подтверждение своего тезиса представитель США предоставил сильные и даже художественно красочные: «Я смотрю на Брюссель, где комиссары Еврокомиссии предупреждают граждан о намерении отключить социальные сети во время гражданских беспорядков, если они сочтут что-то «враждебным контентом». Или на эту самую страну (Германию), где полиция проводила рейды против граждан, подозреваемых в размещении антифеминистских комментариев в Интернете.

Я смотрю на Швецию, где две недели назад правительство осудило христианского активиста за участие в сожжении Корана, что привело к убийству его друга. И, как зловеще отметил судья, шведские законы, якобы защищающие свободу выражения мнений, на самом деле не дают свободы делать или говорить что угодно, не рискуя оскорбить группу, придерживающуюся этих убеждений.

И, что выглядит наиболее тревожным, - я смотрю на наших очень дорогих друзей, Соединенное Королевство, где отступление от прав совести поставило под прицел основные свободы, в частности, религиозных британцев. Чуть более двух лет назад британское правительство предъявило обвинение 51-летнему физиотерапевту и ветерану армии Адаму Смиту Коннеру в тяжком преступлении - он стоял в 50 метрах от абортивной клиники и молча молился в течение трех минут, не мешая никому, не взаимодействуя ни с кем, просто молча молясь про себя. Когда правоохранительные органы заметили его и потребовали рассказать, о чем он молился, Адам ответил, что за своего нерожденного сына. Они с бывшей девушкой сделали аборт много лет назад. Но правоохранителей это не тронуло. Адама признали виновным в нарушении нового закона о буферных зонах, который криминализирует молчаливую молитву и другие действия, которые могут повлиять на решение человека, находящегося в радиусе 200 метров от абортивного учреждения. Его приговорили к выплате тысяч фунтов судебных издержек обвинению.

Я хотел бы сказать, что это была случайность, единичный, сумасшедший пример плохо написанного закона, примененного против одного человека. Но нет. В прошлом октябре, всего несколько месяцев назад, правительство Шотландии начало рассылать письма гражданам, чьи дома находятся в так называемых зонах безопасного доступа, предупреждая, что даже частная молитва в их собственных домах может быть нарушением закона».

– Да, трогательно. Но Вэнс ведь не может не знать, что европейские лидеры брали пример с США, а то и просто следовали в фарватере американской политики?

– Так он этого и не скрывает: «Я признаю, что иногда самые громкие голоса в пользу цензуры исходили не из Европы, а из моей собственной страны, где предыдущая администрация угрожала и запугивала компании социальных сетей, чтобы цензурировать так называемую дезинформацию. Например, идею о том, что коронавирус, вероятно, утек из лаборатории в Китае. Наше собственное правительство поощряло частные компании заставлять молчать людей, которые осмеливались произнести то, что оказалось очевидной истиной.

Так что сегодня я здесь не просто с наблюдениями, но с предложением. И если администрация Байдена, похоже, отчаянно стремилась заставить людей молчать, администрация Трампа будет делать прямо противоположное, и я надеюсь, что мы сможем вместе работать над этим».

- То есть Вэнс официально объявил о резкой смене идеологии, а заодно и всей политики?

– Не только объявил, но и в традиционной американской нахрапистой манере настоятельно порекомендовал Европе не очень-то трепыхаться – они, ковбои, этого не любят.

«В Вашингтоне новый шериф, – заявил Джей Ди Вэнс. – И под руководством Дональда Трампа мы можем не соглашаться с вашими взглядами, но будем бороться за защиту вашего права высказывать их публично. Сейчас мы дошли до того, что в декабре Румыния просто отменила результаты президентских выборов на основании зыбких подозрений разведывательного агентства и огромного давления со стороны континентальных соседей. Насколько я понимаю, аргумент заключался в том, что российская дезинформация «заразила» румынские выборы. Но я бы попросил моих европейских друзей взглянуть на это в перспективе. Вы можете считать неправильным, что Россия покупает рекламу в социальных сетях, чтобы повлиять на ваши выборы. Мы, конечно, так считаем. Вы даже можете осудить это на мировой арене. Но если ваша демократия может быть разрушена несколькими сотнями тысяч долларов цифровой рекламы из-за рубежа, значит, она изначально не была очень сильной.

Я действительно верю, что предоставление нашим гражданам возможности высказывать свое мнение сделает их еще сильнее. Что, конечно, возвращает нас к Мюнхену, где организаторы этой самой конференции запретили участвовать в ней законодателям, представляющим популистские партии как левого, так и правого толка. Опять же, мы не обязаны соглашаться со всем или чем-либо, что говорят люди. Но когда политические лидеры представляют важную часть избирателей, мы обязаны хотя бы вовлекаться с ними в диалог.

Для многих из нас по другую сторону Атлантики это все больше похоже на то, как старые укоренившиеся интересы, прячущиеся за уродливыми словами советской эпохи вроде «дезинформации», просто мешают идее о том, что кто-то с альтернативной точкой зрения может выразить другое мнение или, не дай бог, проголосовать по-другому, или, что еще хуже, выиграть выборы.

Я глубоко верю, что не может быть безопасности, если вы боитесь голосов, мнений и совести, которыми руководствуются ваши народы. Европа сталкивается со многими вызовами. Но кризис, с которым сталкивается этот континент и все мы сейчас, - это кризис, созданный нами самими. Если вы в страхе бежите от своих собственных избирателей, Америка ничем не может вам помочь. Как, впрочем, и вы ничем не можете помочь американскому народу, который избрал меня и избрал президента Трампа. Вам нужны демократические мандаты, чтобы достичь чего-либо ценного в предстоящие годы.

Неужели мы не научились, что слабые мандаты приводят к нестабильным результатам? Но можно достичь ценного с демократическим мандатом, который появится благодаря большей отзывчивости к голосам ваших граждан. Если вы хотите иметь конкурентоспособную экономику, доступную энергию и надежные цепочки поставок, вам нужны мандаты на управление, потому что вам придется делать сложный выбор, чтобы иметь все это.

В Америке нельзя получить демократический мандат, подвергая цензуре своих оппонентов или сажая их в тюрьму. Будь то лидер оппозиции, скромная христианка, молящаяся в своем доме, или журналист».

– Ну, насчет цензуры оппонентов и посадки их в тюрьму – в Америке случались подобные истории, которые, тем не менее, не мешали получать вполне демократические мандаты… Вэнс не обошел столь популярную сегодня в США миграционную тему?

– Ну, как он мог ее пропустить! Тем боле что эта тема не менее актуальна и в Старом Свете: «И из всех неотложных проблем, с которыми сталкиваются представленные здесь страны, я считаю, что самым срочным является массовая миграция. Сегодня почти каждый пятый человек, живущий в этой стране, переехал сюда из-за границы. Это, конечно, рекордный показатель. Кстати, похожая цифра и в Соединенных Штатах – тоже рекордный показатель. Число иммигрантов, въехавших в ЕС из стран, не входящих в ЕС, удвоилось между 2021 и 2022 годами. И с тех пор оно еще более увеличилось.

И эта ситуация возникла не в вакууме. Это результат серии сознательных решений, принимаемых политиками по всему континенту и в других странах мира на протяжении десятилетия. Вчера мы видели ужасы, причиненные этими решениями, в этом самом городе. Я не могу снова не вспомнить о жертвах, чей прекрасный зимний день в Мюнхене был разрушен. Наши мысли и молитвы с ними. Но почему это произошло?

Это ужасная история, мы слышали ее много раз в Европе и, к сожалению, слишком много раз в Соединенных Штатах. Проситель убежища, уже известный полиции молодой человек, врезается на машине в толпу. Сколько раз мы должны терпеть эти ужасающие трагедии, прежде чем мы изменим курс и направим нашу общую цивилизацию в новом направлении? Ни один избиратель на этом континенте не голосовал за то, чтобы открыть шлюзы для миллионов непроверенных иммигрантов. Но знаете, за что они голосовали? В Англии они голосовали за Брексит. И согласны вы или нет, они за него проголосовали. И все больше и больше по всей Европе они голосуют за политических лидеров, которые обещают положить конец неконтролируемой миграции. Я, кстати, согласен со многими из этих опасений, но вы не обязаны соглашаться со мной.

Вопреки тому, что вы можете услышать в Давосе, граждане всех наших стран обычно не считают себя образованными животными или взаимозаменяемыми винтиками глобальной экономики. И неудивительно, что они не хотят, чтобы их безжалостно игнорировали лидеры. И именно демократия призвана решать эти большие вопросы на избирательных участках.

Отвержение людей, игнорирование их забот, или, что еще хуже, закрытие СМИ, отмена выборов или отстранение людей от политического процесса ничего не защищает. На самом деле это самый верный способ уничтожить демократию. Высказываться и выражать мнения – это не вмешательство в выборы. Даже когда люди выражают взгляды за пределами вашей страны, и даже когда эти люди очень влиятельны, поверьте, я говорю об этом с юмором, если американская демократия смогла пережить десять лет нравоучений Греты Тунберг, вы, ребята, сможете пережить несколько месяцев Илона Маска.

Но ни одна демократия - ни американская, ни немецкая, ни европейская - не выживет, если миллионам избирателей говорят, что их мысли и заботы, их стремления, их мольбы о помощи недействительны или недостойны даже рассмотрения.

Демократия основывается на священном принципе, что голос народа имеет значение. Либо вы поддерживаете этот принцип, либо нет. Европейцы, у народа есть голос. У европейских лидеров есть выбор. Примите то, что вам говорит ваш народ, даже когда это кажется удивительным, даже когда вы не согласны. И если вы это сделаете, вы сможете смотреть в будущее с уверенностью, зная, что нация стоит за каждым из вас. И в этом заключается великая магия демократии».

– Неплохая лекция, а где-то даже проповедь о ценностях подлинной демократии. Но ведь, по большому счету, - это все прописные истины. Отчего же против них буквально восстал европейский истэблишмент, тем более – либерально ориентированный?

– Удивляться этому не стоит. Демократия, как известно, - это диктатура демократов, причем далеко не всех, а принадлежащих к определенному клану. Неважно – либералы это, консерваторы или кто-то еще. У них имеется собственная, по-своему убедительная логика. Например, по их мнению, никому же не приходит в голову, что членов университетского ученого совета и академиков должны равноправно выбирать пятнадцать, скажем, профессоров и двести истопников, уборщиц, дворников, охранников, водителей, лаборантов?

Вот этот «ученый совет» в виде Шольца, Макрона и прочих испугался, что «истопники», допущенные к выборам, изберут «неправильного ректора», из другого клана. Скажем, ту же «Альтернативу для Германии». И отодвинут их от привычной кормушки.

– Насколько сильное возникает противодействие?

– Ощутимое. Так, комментируя мюнхенскую речь Вэнса, дипломатический редактор британской либеральной газеты The Guardian Патрик Винтур буквально брызжет ядом: «Вице-президент США был лицемерен и бесчувственен, но предельно ясен в своей перезагрузке отношений с Европой.

Да, 22 минуты были полны смехотворного лицемерия, искаженных портретов европейской демократии и нечувствительности к травме Европы, нанесенной фашизмом, но то, что в ней говорилось о пропасти в ценностях между большинством в Европе и администрацией Трампа, было трудно не заметить. Организаторы ожидали услышать диссертацию об Украине, но вместо этого получили полноценную популистскую кафедру и, следовательно, нечто более значительное. Речь дала понять, что существовавший ранее спор между Европой и США больше не связан с разделением военного бремени или природой будущей угрозы безопасности, исходящей от России, а с чем-то более фундаментальным в обществе. Это была не просто подборка дешевых кадров в культурной войне, в то время как реальная война не на жизнь, а на смерть в значительной степени игнорировалась. Это был призыв к оружию для правых популистов, чтобы иметь возможность захватить власть в Европе, и обещание, что «новый шериф в городе» поможет им в этом».

– Как-то странно прозвучал посыл про травму, нанесенную фашизмом Европе. Не эта ли «травмированная» Европа сейчас поддерживает откровенных фашистов на Украине и в Прибалтике?

– Ну, это они так понимают демократию, свободу выбора идеологии. Разумеется, когда этот выбор – «правильный».

Патрик Винтур констатирует: «Европейские лидеры на конференции по безопасности, поколебавшись, начали сопротивляться, но, казалось, все еще отрицали это. Канцлер Германии Олаф Шольц напомнил Вэнсу, что вице президент посетил бывший концентрационный лагерь Дахау на этой неделе, и пообещал, что такие чудовищные преступления против человечности никогда не повторятся. У Германии был исторический долг бороться с возвращением партий, уходящих корнями в нацизм, сказал Шольц. Брандмауэр был направлен не на цензуру AfD («Альтернатива для Германии»). Речь шла об отказе работать с ними в правительстве».

Заметьте, Зеленского не попрекали в раздувании культа Бандеры и прочих украинских приспешников Гитлера, в Дахау специально не возили. Как и Каллас не припомнили парады ветеранов СС.

– Каковы масштабы противодействия американскому «новому курсу»?

– Четких очертаний пока нет, много колеблющихся. Тем не менее, Wall Street Journal уже вчерне набросал складывающуюся картину, приведя высказывание эстонки Кайи Каллас, главного дипломата ЕС, после выступления Вэнса: «Слушая эту речь, мы понимаем, что они пытаются затеять с нами драĸу, а мы не хотим затевать драĸу с нашими друзьями». Другой европейский дипломат признал, что «мы должны понимать, что перед нами новые Соединенные Штаты».

Западные аналитики ожидают, что «европейцы сплотятся воĸруг флага в ближайшие дни, чтобы попытаться придумать более весомый ответ». Издание Euractiv задалось вопросом - что они действительно могут предложить: «Несĸольĸо европейсĸих дипломатов в Мюнхене сĸазали, что, возможно, Европе пора выработать собственную стратегию на случай, если усилия США, ĸаĸ выразился один дипломат, «пойдут насмарĸу». Один из дипломатов сказал, что «нужно найти общую позицию, и быстро, иначе мы рисĸуем, что наш голос либо не будет услышан, либо станет лишь приложением ĸ заĸлючаемой для нас сделĸе». Ожидается, что министры иностранных дел европейсĸих стран таĸже встретятся в таĸ называемом Квинт-формате, вĸлючая Соединенные Штаты, Францию, Германию, Италию и Соединенное Королевство, а таĸже в формате G7 с участием Японии и Канады. Ожидается, что специальный посланниĸ Трампа по Уĸраине и России Кит Келлог посетит Брюссель в начале следующей недели, прежде чем совершить поездĸу по странам НАТО, чтобы оценить их позиции.

Президент Франции Эммануэль Маĸрон, ĸоторый не таĸ тонĸо выдвинул себя, чтобы возглавить европейсĸое взаимодействие с Трампом по Уĸраине, сĸазал, что разговаривал с Зеленсĸим».

Вот такая европейская оппозиция. Есть ли она на самом деле или это - судорожный поиск наиболее безболезненного выхода из создавшейся неприятной ситуации?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру