«Перемены невозможны»: выборы в Германии закончились самым парадоксальным образом

По итогам голосования в ФРГ лидируют консерваторы и «Альтернатива для Германии»

Консерваторы побеждают на выборах в Германии, но ультраправая партия AfD удвоила поддержку избирателей. Результаты показывают, что ХДС/ХСС будет крупнейшей партией в бундестаге, но успех "Альтернативы для Германии" может осложнить формирование нового правительства ФРГ.

По итогам голосования в ФРГ лидируют консерваторы и «Альтернатива для Германии»
Фридрих Мерц. Фото: Michael Lucan/Keystone Press Agency/Global Look Press

тестовый баннер под заглавное изображение

Консервативная оппозиция набрала большинство голосов на всеобщих выборах в Германии, но резкий подъем ультраправой партии "Альтернатива для Германии" (AfD), вероятно, осложнит формирование правительства, которое поможет возглавить европейский ответ на растущие глобальные угрозы, пишет The Guardian.

Кандидат от ХДС/ХСС Фридрих Мерц в воскресенье вечером готовился к попытке сформировать правящую коалицию, набрав почти 29% голосов при высокой явке избирателей.

“Я хотел бы выразить свое уважение нашим политическим соперникам, - сказал он, обращаясь к коллегам-центристам. – Это была очень тяжелая кампания. Теперь нам нужно поговорить друг с другом и как можно быстрее сформировать правительство Германии, которое сможет принять меры, чтобы мы могли поступать правильно у себя дома, снова присутствовать в Европе и убедиться, что мир видит, что у Германии снова есть надежное правительство”.

“Альтернатива для Германии», воодушевленная гневом по поводу иммиграции, насильственных преступлений и высоких цен на энергоносители, набрала около 21% голосов, заняв второе место и почти удвоив свой результат на последних выборах в 2021 году.

Ликующая кандидат в канцлеры и сопредседатель партии Алис Вайдель приветствовала результаты выборов вместе с официальными лицами AfD, в том числе с Бьерном Хеке, который был осужден за использование запрещенного нацистского лозунга “Alles für Deutschland” ("Все для Германии") в предвыборных речах.

“Это исторический успех для нас – наш лучший результат за всю историю, - сказал Вайдель в интервью телекомпании ARD. - Мы протягиваем руку помощи, чтобы предложить сотрудничество с ХДС. В противном случае перемены в Германии будут невозможны”.

Однако все мейнстримные партии обязались поддерживать “брандмауэр”, запрещающий официальное сотрудничество с “Альтернативой для Германии”, которая получила громкую поддержку от доверенного лица Дональда Трампа Илона Маска и вице-президента США Джей Ди Вэнса во время короткой, но интенсивной кампании.

Трамп приветствовал итоги выборов. “Как и в США, народ Германии устал от лишенной здравого смысла повестки дня, особенно в области энергетики и иммиграции, - написал он в своем посте в социальной сети Truth. - Это великий день для Германии".

Но Мерц был резок, заявив, что Трамп “ясно дал понять, что его правительству довольно безразлична судьба Европы” и что Германии придется подождать, чтобы увидеть, “сможем ли мы по-прежнему говорить о НАТО в его нынешнем виде”, когда альянс соберется на свой следующий саммит в июне.

“Для меня абсолютным приоритетом будет укрепление Европы как можно быстрее, чтобы шаг за шагом мы могли действительно добиться независимости от США” в вопросах обороны, - сказал Мерц.

Он сказал, что не теряет надежды на то, что Украина будет включена в любые переговоры с Россией о ее будущем, возможно, при “вмешательстве Конгресса США” от имени Киева против любых попыток исключения со стороны Трампа.

Премьер-министр Великобритании Кир Стармер поздравил Мерца и приветствовал возможность “укрепить нашу совместную безопасность”. “Я с нетерпением жду начала работы с новым правительством, чтобы углубить наши и без того прочные отношения, укрепить нашу совместную безопасность и обеспечить экономический рост для обеих наших стран”, - написал Стармер на X.

Президент Франции Эммануэль Макрон выступил с поздравлениями, сказав: “Мы более чем когда-либо полны решимости вместе добиться многого для Франции и Германии и работать над созданием сильной и суверенной Европы. В это время неопределенности мы объединились, чтобы противостоять серьезным вызовам мира и нашего континента”.

Действующий канцлер Олаф Шольц показал худшие результаты для своих социал-демократов со времен второй мировой войны, набрав около 16% голосов. Он возглавлял капризное трехстороннее правительство, пока оно не распалось в ноябре из-за спора о приоритетах расходов – всего через несколько часов после переизбрания Трампа, что привело к проведению выборов на семь месяцев раньше запланированного срока.

Пристыженный Шольц назвал это “горьким результатом” и “поражением”, но в вызывающем тоне заявил о силе ультраправых, заявив, что это “то, с чем мы никогда не сможем просто смириться”.

Избиратели также наказали младших партнеров Шольца, "Зеленых", которые опустились на три пункта до 11,6%, и выступающих за бизнес Свободных демократов, которые не смогли преодолеть 5-процентный барьер для представительства в парламенте.

“Левые" набрали более 8% после замечательного возвращения в конце кампании, в то время как новая популистская левоконсервативная партия "Альянс Сары Вагенкнехт" потерпела неудачу после сильных результатов на европейских выборах и выборах в землях в прошлом году, набрав чуть менее 5%.

Консерваторам Мерца, которым не хватило большинства, необходимо будет создать альянс для управления страной с целью формирования новой администрации к Пасхе. Его наиболее вероятным партнером по коалиции считаются социал-демократы; согласно прогнозу Spiegel, вместе у них должно быть ровно столько мест, чтобы сформировать большинство.

Лидер «Альтернативы для Германии» Вайдель сказала, что коалиционное правительство под руководством Мерца будет “нестабильным”, и предсказала, что оно “не протянет и четырех лет”, после чего АДГ будет ждать своего часа.

АДГ станет крупнейшей оппозиционной партией, даже если она будет находиться под наблюдением органов безопасности как подозреваемая в экстремизме, констатирует The Guardian. С тех пор, как 12 лет назад ее основали профессора-евроскептики, она неуклонно становилась все более радикальной.

Она также была непосредственно направлена против немецкой культуры искупления вины за Холокост. Во время теледебатов в минувшие выходные Вайдель категорически отказалась дистанцироваться от высказываний одного из основателей AfD, назвавшего нацистский период “не более чем пятнышком птичьего помета за более чем 1000-летнюю успешную историю”.

Мерц, вспыльчивый корпоративный юрист и ветеран парламентской деятельности, не имеющий опыта руководства правительством, столкнется с высокими требованиями на посту канцлера, к которому он стремился десятилетиями, прогнозирует The Guardian.

Дать толчок слабеющей экономике, справиться с разрывом трансатлантических отношений при Трампе и проложить путь вперед для воюющей Украины - вот лишь некоторые из задач, стоящих перед Германией, поскольку Европа стремится к более сильному лидерству в более нестабильном мире.

Еженедельник Die Zeit писал, что, учитывая новые глобальные реалии, Мерц столкнулся с “горой проблем мифических масштабов”.

Аналитики отметили, что настроение участников предвыборной кампании было заметно более мрачным, чем обычно, и возникло ощущение, что подъем АдГ удерживает внимание на иммиграции в ущерб другим насущным проблемам, таким как резкий рост цен на жилье и климатический кризис.

Мерц не упомянул о высоких результатах АДГ, выступая перед сторонниками своей собственной партии, но взял более примирительный тон с левыми оппонентами, чем в последние дни.

Обращаясь к избирателям, он добавил: “Спасибо вам за доверие, которое вы оказали нам, а также мне лично – я понимаю ответственность и масштаб стоящей передо мной задачи и буду относиться к ней с величайшим уважением. Я знаю, что это будет нелегко”.

Серия нападений со смертельным исходом, в которых подозревались выходцы из числа мигрантов, дала повод Вайдель из AfD для ее призывов к радикальным изменениям в пограничной политике, включая массовую депортацию иммигрантов и граждан Германии, считающихся плохо интегрированными, из-за чего Мерц, в частности, изо всех сил пыталась обойти ее с фланга.

Последнее нападение произошло в пятницу, когда испанский турист получил ножевое ранение у берлинского мемориала жертвам Холокоста, предположительно, от 19-летнего сирийского беженца, который, по словам прокуратуры, планировал убивать евреев.

“Миграция доминировала в предвыборной кампании, и в будущем новому правительству придется искать политику, соответствующую немецкому законодательству и не подрывающую ЕС, что станет огромной проблемой, - сказал The Guardian политолог Айко Вагнер из Берлинского свободного университета. - Но самой большой проблемой из всех будет формирование стабильной коалиции, у которой также хватит сил сократить численность АДГ”.

Экзитполы показали, что АДГ хорошо зарекомендовала себя среди молодых избирателей, набрав 22% голосов в возрастной группе от 25 до 34 лет, опередив ХДС/ХСС с 18%, а также "Зеленых" и "Левых" с 16% у каждого.

На Мюнхенской конференции по безопасности в этом месяце Вэнс осудил “брандмауэр” против АДГ как недемократичное наглое вмешательство в предвыборную кампанию. Его высказывания вызвали резкую критику со стороны Мерца, который пообещал не допускать ультраправых в любое правительство, которое он возглавит.

Мерц предложил план действий по возрождению немецкой экономики, третьей по величине в мире, путем снижения корпоративных налогов и выражения открытости к реформированию жесткого “долгового тормоза”, который ограничивает ежегодные заимствования федерального правительства 0,35% ВВП. Но любые политические инициативы должны быть согласованы потенциальными партнерами в ходе, как ожидается, затяжных коалиционных переговоров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29469 от 25 февраля 2025

Заголовок в газете: Немецкий парадокс

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру