- Ваши впечатления от поездки в Москву? Было ли это сложным и рискованным решением для вас?
- Это не было рискованным, но нам пришлось столкнуться у себя с враждебностью. Власти Евросоюза считают, что мы не должны вести диалог с Россией, но мы все равно это делаем. Пять депутатов Европарламента пошли против существующей политики ЕС, которую мы считаем глупой.
Впечатления у меня очень трогательные. Тысячи людей в Александровском саду несли гвоздики. Мы говорили по-немецки и чувствовали себя в полной безопасности, не было никакой враждебности. Хоть мы - представители парламента, которым движет ненависть.
- Как прокомментируете прозвучавшие в праздничные дни заявления о решении 20 стран ЕС учредить для России «международный трибунал по военным преступлениям»?
- Это глупость, которая не произойдет. У властей ЕС множество подобных планов: послать солдат, поставить «Таурусы», но ничего этого не будет. ЕС не в состоянии сделать ничего подобного. И большой вопрос: кто несет ответственность за конфликт? Это главный вопрос, на которой не так легко ответить.
Президент Франции Макрон, по сути, в реальности уже не президент, британский премьер Стармер проигрывает на дополнительных выборах. Государственный деятель должен осознавать, что нам придется менять политику. Но сегодня нет таких политиков, как Черчилль. Очень жаль, что во времена, когда необходим такой лидер, в Европе его нет.
- Как оцениваете недавние слова нового канцлера ФРГ Фридриха Мерца о готовности вести прямые переговоры с Владимиром Путиным?
- Когда сказано столько вещей, очень сложно начать переговоры. Первое, что нужно сделать, - понять причины этого конфликта. Германия от этого очень далека. «Империалистическая война», бла-бла-бла. Президент США Трамп это понял. А канцлер Мерц, я полагаю, нет. Но если он готов, то, конечно, надо приветствовать любые переговоры.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы нормализации отношений России и Германии?
Я думаю, это займет много времени. Россию теперь интересуют Китай и другие. Германская экономика находится в упадке. А российская - продемонстрировала рост во время конфликта и санкций. И Западная Европа это осознала. Германия для вас теперь не столь важна. Считаю, что теперь Германия должна быть больше заинтересована в мирном урегулировании, нежели Россия.