Переговоры пройдут в закрытом для прессы режиме. О возможном сценарии развития событий мы поговорили с политологом, профессором кафедры взаимодействия бизнеса и власти ВШЭ Маратом Башировым.
— Многих удивил состав российской делегации.
— Это красивый ход президента Владимира Путина, — говорит профессор Марат Баширов. — Этим он показал, что все можно было решить еще в 2022-м, если бы Украина не сорвала переговоры, не была «собачкой на поводке». И намек на то, что мы не уверены, что и сейчас она не поведет себя как «собачка».
Как говорит эксперт, Москва рассматривает переговоры как продолжение переговорного процесса, начатого три года назад в том же Стамбуле.
— Состав российской делегации тщательно подобран. На мой взгляд, это техническая группа, которая готовит более широкие переговоры. А для того чтобы они состоялись, надо определить регламенты, тайминг, повестку. Владимир Мединский олицетворяет некую преемственность: Стамбул-1, Стамбул-2. В нашей делегации — в основном военные, среди которых есть и представители Генштаба. Это говорит о том, что в конечном итоге будет рассматриваться ключевой вопрос: остановка огня. Но, как говорил до этого и президент Путин, и другие официальные лица, все дело в реалиях на земле.
А они, по словам политолога, кардинальным образом изменились.
— Это касается не только военной обстановки, но и факта того, что четыре новых региона приняты в состав Российской Федерации. (Согласно Конституции страны, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области включены в перечень регионов России. — Авт.). И мы в конечном итоге будем настаивать на том, чтобы украинские войска ушли за их границы. Военные в составе нашей делегации — это как раз для того, чтобы обсудить процедуру отвода войск, протоколы по прекращению огня и мониторинга.
По мнению политолога, украинская сторона все это категорически отвергнет.
— И после этого ситуация может просто уйти в ступор. Переговоры могут продолжиться, но украинская сторона не будет менять позицию. Поэтому, на мой взгляд, мы не увидели в составе российской делегации «тяжеловесов». У меня, например, было ощущение, что в Стамбул может полететь председатель Госдумы Вячеслав Володин. И я думаю, что такой вариант рассматривался. Но президент решил действовать «аккуратными шагами». То есть посмотреть вначале на настроение украинской делегации. Потому что есть ощущение, что эти люди едут в Стамбул устроить цирк.
Как говорит эксперт, то, что в составе российской делегации нет «тяжеловесов» — это реакция на накопившееся недоверие.
— Нас обманывали уже не раз. Это и соглашения «Минск-1», и «Минск-2», и передача «азовцев» (террористическая организация, запрещена на территории России. — Авт.), можно вспомнить и Горбачева (страны Запада в 1990 году обещали президенту СССР Михаилу Горбачеву не расширять НАТО на восток. — Авт.). Список длинный. У меня пока по отношению к предстоящим переговорам ощущения такие: сдержанный оптимизм и большая доля недоверия.
Как говорит эксперт, переговорная площадка выбрана та же — дворец Долмабахче.
— Нам это «на руку». Ждем чего-то нового. То, что госсекретарь США Марко Рубио и спецпосланник президента США Стив Уиткофф собираются в пятницу быть в Стамбуле, говорит о том, что американцы считают, что переговоры продлятся несколько дней. То есть они будут делегацию Украины там держать. Неважно, что украинцы будут говорить, но они, по крайней мере, в демарше из Стамбула не уедут, их будут «держать на поводке».
Понятна, как говорит политолог, и суета Зеленского, который трубит о желании встретиться с Владимиром Путиным. Для получения легитимности.
— Мы стоим на том, что Зеленский — нелегитимный. В Конституции Украины нет статей, которые говорят о пролонгации полномочий президента. Относительной легитимностью обладают депутаты Верховной рады. По закону они продолжают исполнять свои обязанности, пока не появится новый состав. Это на самом деле может длиться годами. Поэтому, с нашей точки зрения, если речь пойдет о межгосударственном соглашении, будет ли это капитуляция или добрая воля с нашей и с их стороны, то подписывать документ должны ответственные, юридически наделенные полномочиями лица. И это не Зеленский. Он прекрасно это понимает, поэтому сейчас и суетится, «подпрыгивает».
— Могут переговоры перейти на более высокий уровень, если удастся согласовать базовые механизмы урегулировать?
— Я совершенно не исключаю, что будут параллельные треки. Да они уже есть. Мы с вами видим, что тот же Стив Уиткофф разговаривает с посланником президента Путина Кириллом Дмитриевым относительно бизнеса и других вопросов. Я совершенно не исключаю, что может состояться встреча Дональда Трампа и Владимира Путина. Но это будет уже другой сюжет. На мой взгляд, там будет уже более широкая повестка. К этому есть предпосылки.
Как говорит эксперт, это — главная интрига.
— Они могут встретиться в Стамбуле, они могут встретиться в Объединенных Арабских Эмиратах. Я думаю, что те службы, которые отвечают за безопасность, давно проговорили все обстоятельства и регламенты. Трамп же допустил, что в пятницу могут появиться хорошие новости по Украине. И технический состав нашей делегации как раз говорит о том, что есть какая-то «заготовочка».