И тут же, быстро оправившись от шока, CNN, NYT и другие американские СМИ начали разгонять информацию о том, что Зеленский все-таки может находиться на Аляске одновременно с Путиным и Трампом (это допустил, например, и американский постпред при НАТО Мэттью Уитакер). Дескать, Белый дом «не исключает полностью возможность участия Зеленского в некоторых встречах», при этом любое мероприятие с ним, скорее всего, состоится только после переговоров Путина и Трампа.
Удастся ли кому-то хоть тушкой, хоть чучелом протащить на Аляску просроченного украинского лидера? И какой в этом смысл? Об этом «МК» рассказал политолог, член Совета по национальной стратегии, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
- Владимир Леонидович, насколько реально, что Зеленский прилетит на Аляску без приглашения Трампа? На что тут расчет?
- Информацию об этом распространяют одни и те же западные издания и агентства – средства массовой информации Демпартии США. Расчет делается на то, что Трамп не выдержит давления и в какой-то форме все-таки пригласит Зеленского на Аляску. Кстати, Уитакер – байденовский кадр, который был назначен еще до прихода Трампа.
Сейчас на Трампа и его команду идет атака в виде пропагандистской кампании – глядишь, что-то и получится. Надо сказать, что иногда Трамп проявляет слабость и поддается давлению, если оно особенно активно. С этой позиции – «война до последнего украинца» - выступают ведь не только представители Демпартии США, но и определенное количество республиканцев в американском парламенте. Команда Трампа тоже не до конца однородна.
Поэтому это давление будет комплексным. Я также не исключаю, что за оставшиеся до встречи три-четыре дня Буданов с компанией могут устроить очередную кровавую провокацию типа Бучи и поднять на этом волну негодования: мол, надо принять Зеленского, он такой бедный, побитый и несчастный весь, образно выражаясь, в крови, и нуждается в сочувствии. Они же однажды уже навязали такое представление Трампу, который начал сетовать на то, что «гражданские люди на Украине гибнут от российских ракет». А то, что гражданские люди, и в значительном количестве, погибают на другой стороне конфликта – в России, до него, разумеется, не доносили.
Так что, как видим, такая форма одностороннего давления оказывает влияние на Трампа. Посмотрим, до какой степени он поддастся на этот раз.
- Недавно вы сказали в интервью «МК», что смысл выбора Аляски как места двух президентов – полное отсутствие посторонних. Ни Зеленского, ни европейских лидеров, никого лишнего, только Путин и Трамп. Чтобы никто не встревал даже теоретически. И вдруг как снег на голову Зеленский? Согласитесь, что с точки зрения здравого смысла это выглядело бы нелепо – забраться аж на Аляску, чтобы пригласить туда его…
- Одно дело – выбор места встречи с Путиным, а другое – общение Трампа с Зеленским. Думаю, что именно на Аляску Трамп его не допустит. А если Зеленский каким-то способом там все-таки окажется, то будет предоставлен там сам себе. Однажды такое уже было в Эмиратах – переговоры шли в Дубае, а Зеленский болтался где-то в Абу-Даби в надежде, что удастся как-то вклиниться.
Но Трамп может поговорить с ним, скажем, по телефону. При современных средствах связи с этим вообще никаких проблем, было бы желание.
- Значит, Зеленский может прилететь на Аляску без приглашения Трампа и околачиваться где-то поблизости от саммита в надежде, что его примут?
- Думаю, что это действо не улучшит отношение к нему и к киевскому режиму со стороны Трампа. Это будет очередная очень серьезная ошибка Зеленского. Одно дело – напрашиваться на встречу, и совсем другое –реально отсвечивать там, где проходит саммит.
- Но, может быть, Зеленского пригласит на Аляску не Трамп, а кто-то другой? А там как получится…
- А какой в этом смысл? Ну окажется Зеленский на Аляске, а дальше что? Что он будет там делать? Прорываться в здание, где будут вести переговоры Путин с Трампом? Приковывать там себя к ручке двери? К чему эта демонстрация: мол, я приехал, я рвусь, а меня не пускают? Хороша ли такая авантюра будет для него, в том числе и в глазах украинских граждан? Тем более, если его (что скорее всего) в конечном счете не пустят, и он вернется ни с чем?
- А если все-таки сам Трамп пригласит Зеленского?
- Допустим. А куда? Как вы себе это представляете? В комнату, где находится Путин, входит Трамп, держа под ручку Зеленского, и говорит нашему президенту: «Володь, вот я тут еще одного Володю привел, пообщайся с ним…»? А если Трамп станет общаться с Зеленским на Аляске помимо саммита, после него – да ради Бога, пусть общается. Аляска – территория США, где Трамп может общаться с кем угодно. Это будет уже не принципиально. Все боятся именно той картины, которую я описал. Но я думаю, что такого не случится. А все остальное – в каком городе на Аляске Зеленский может болтаться, сидеть, ожидать, когда Трамп его примет – да какая разница?
- Забавно, если даже на Аляске Трампу не удастся спрятаться от Зеленского. Пролезет везде…
Это, если помягче сказать, характерная особенность некоторых национальных меньшинств Украины. В бизнесе и во многих других областях это работает – ребята талантливые, что и говорить. Но в политике такая настойчивость, избыточность и беззастенчивое стремление любой ценой не упустить свое нередко имеет обратный эффект.