По приглашению Нарендры Моди Владимир Путин посетил Индию 4–5 декабря с государственным визитом для участия в XXIII ежегодном российско-индийском саммите. Встреча, которую индийский премьер назвал «имеющей по-настоящему историческое значение», подтвердила устойчивость связей. «За эти годы Путин подпитывал эти отношения своим умелым руководством», — отметил Моди, напомнив, что знаком с главой российского государства четверть века.
Переговоры в Хайдарабадском дворце длились более двух часов и, по словам Путина, были «полезными и конструктивными». Главным практическим итогом стороны назвали согласование программы развития стратегических направлений экономического сотрудничества до 2030 года. Этот документ стал дорожной картой для амбициозной цели. «В наших силах довести взаимный товарооборот до 100 миллиардов долларов в год», — заявил российский президент. Он уточнил, что в 2024 году товарооборот достиг 64-65 миллиардов долларов, а по итогам 2025 года, как ожидается, останется примерно на том же уровне.
Для достижения нового рубежа Москва и Дели договорились активизировать переговоры о создании зоны свободной торговли между Индией и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Еще одним ключом к росту должна стать почти полная дедолларизация взаимных расчетов: по словам Путина, доля национальных валют в коммерческих сделках двух стран достигла 96%.
Энергетическая тема, несмотря на санкционное давление Запада, стала одной из центральных. Путин заверил, что Россия готова и дальше «обеспечивать бесперебойные поставки топлива для быстрорастущей экономики Индии». В интервью индийским СМИ накануне он задал риторический вопрос: «Почему у Индии не может быть права покупать российское топливо, если его покупают и США?». Стороны также подтвердили намерение расширять сотрудничество в атомной энергетике, включая завершение строительства и ввод новых блоков АЭС «Куданкулам».
Было уделено внимание и созданию новых маршрутов для товаров. Моди заявил, что Индия готова с «двойной эффективностью» работать с Россией над развитием Международного транспортного коридора «Север — Юг» и морского коридора «Владивосток — Ченнаи». Партнерство планируется распространить и на Арктику, где у Индии есть значительные интересы.
Контекстом для всей повестки стало последовательное стремление Нью-Дели сохранять стратегический суверенитет. «Индия не нейтральная страна, у Индии нет нейтральной позиции, у нас своя позиция, и эта позиция в пользу мира», — четко обозначил Моди, комментируя подход к урегулированию на Украине. Он отметил, что регулярно обменивается мнениями с Путиным по этому вопросу, что свидетельствует, по его словам, о «глубоком доверии» между странами.
В духе прагматизма решали и вопросы, затрагивающие жизни простых граждан. Стороны договорились в ближайшее время открыть путь к 30-дневному безвизовому режиму для туристических групп и работать над дальнейшим упрощением визовых формальностей. Было подписано соглашение о временной трудовой деятельности граждан, призванное защитить права индийских мигрантов в России.
Символическим знаком рабочей программы стал визит российского президента к мемориалу Махатмы Ганди. В записи в книге почетных гостей Путин подчеркнул, что принципы, о которых рассуждал лидер индийского освободительного движения, — мир без диктата, основанный на равноправии и уважении, — «Россия и Индия сегодня вместе отстаивают на международной арене». Эти слова можно считать ключом к пониманию всего саммита. В условиях, когда нашим странам пытаются диктовать свои правила игры, Москва и Дели отвечают не конфронтацией, а углублением собственной, давней и проверенной, связки.
Дели