Названо влияние агрессии США против Венесуэлы на огромные минеральные богатства континента

Нападение США на Венесуэлу стало новым этапом американского соперничества с Китаем

Нападение США на Венесуэлу определит направление использования огромных минеральных богатств Южной Америки. Исход этой американской агрессии определит, будут ли редкоземельные и другие ресурсы способствовать переходу к энергетике или укрепят военную мощь и нефтяные интересы США, говорится в аналитическом материале британского издания The Guardian.

Нападение США на Венесуэлу стало новым этапом американского соперничества с Китаем
Фото: Pdvsa/ Handout/PDVSA/ HO/Global Look Press

тестовый баннер под заглавное изображение

Первое открытое нападение США на страну Амазонки, совершенное в минувшие выходные, является новым этапом их добывающего соперничества с Китаем. От результата зависит, будут ли огромные минеральные богатства Южной Америки направлены на переход к энергетике 21-го века или на наращивание военной мощи для защиты интересов 20-го века в области ископаемого топлива, пишет The Guardian.

Хотя эта атака была якобы направлена против одной коррумпированной диктатуры в крайне неблагополучной стране, последствия были гораздо шире, констатирует издание.

Нефть Венесуэлы – очевидная, но не единственная цель. Когда журналисты The Guardian брали интервью у Николаса Мадуро в 2014 году, Мадуро предупреждал о том, на что готовы пойти США, чтобы “наложить лапу на венесуэльскую нефть”. В бассейне Ориноко находятся крупнейшие запасы нефти в мире – более 300 миллиардов баррелей, что составляет пятую часть мировых запасов. Дональд Трамп заявил, что американские компании будут использовать это ископаемое топливо и “начнут зарабатывать деньги для страны”.

Это усугубило бы и без того тяжелый климатический кризис. В этом также нет особого экономического смысла, отмечает The Guardian. Венесуэла добывает тяжелую, высокосернистую нефть, которую трудно перерабатывать, хотя она пригодна для производства асфальта. После десятилетий санкций, недостаточных инвестиций и бесхозяйственности инфраструктура отрасли находится в плачевном состоянии. Во время посещения пояса Ориноко автор материала в The Guardian Джонатан Уоттс увидел старые, ржавеющие объекты и услышал о резком падении добычи.

Даже до введения карантина ВМС США Венесуэла занимала 22-е место среди мировых экспортеров нефти. Восстановление этого заняло бы много лет и обошлось бы в десятки миллиардов долларов - инвестиции, которые нелегко окупить в то время, когда цены на нефть низкие в результате роста производства в США и еще более дешевой энергии ветра и солнца. Когда большая часть мира перейдет на возобновляемые источники энергии, Вашингтону придется практически насильно запихивать эту нефть людям в глотки, отмечает Уоттс.

Крупнейшие нефтяные компании США уже осваивают морские месторождения Гайаны, соседки Венесуэлы по Амазонии. Попытки Мадуро завладеть этими ресурсами, возможно, предопределили его судьбу. Но его показательный судебный процесс также призван дать понять лидерам соседних стран, что регион сейчас находится в рабстве у Вашингтона. На случай, если кто-то упустил этот момент, 5 января Государственный департамент США опубликовал сообщение в социальных сетях, в котором заявил: “Это наше полушарие”, напоминает The Guardian.

Это также очевидно из последней стратегии национальной безопасности администрации Трампа, опубликованной в ноябре, в которой Россия впервые почти не упоминается и основное внимание уделяется “угрозам” со стороны Америки: миграции, преступности (включая наркотики) и сбоям в цепочках поставок.

“Соединенные Штаты никогда не должны зависеть от какой–либо внешней силы в отношении основных компонентов – от сырья до комплектующих и готовой продукции, - необходимых для национальной обороны или экономики”, - отмечается в документе. “Мы должны обеспечить себе независимый и надежный доступ к товарам, необходимым для самообороны и сохранения нашего образа жизни. Это потребует расширения доступа американцев к важнейшим минералам и материалам”.

Стратегия явно направлена на вытеснение иностранных конкурентов из других стран. “Условия наших альянсов и условия, на которых мы предоставляем любую помощь, должны зависеть от прекращения враждебного внешнего влияния – от контроля над военными объектами, портами и ключевой инфраструктурой до покупки стратегических активов в широком смысле этого слова”.

Хотя это “враждебное внешнее влияние” не названо, очевидно, что именно Китай обогнал США в качестве основного торгового партнера Латинской Америки во время сырьевого бума в первом десятилетии этого столетия. Китай теперь покупает больше нефти у Венесуэлы, больше железа, сои и говядины у Бразилии, больше меди у Чили, Перу и Боливии, а также больше ферросплавов у Колумбии, комментирует The Guardian.

Особую обеспокоенность у США вызывает глобальная нехватка Китаем важнейших полезных ископаемых. В прошлом году Китай пригрозил приостановить экспорт этих сырьевых товаров, которые необходимы для технологий использования возобновляемых источников энергии, систем вооружения и искусственного интеллекта.

Страны Южной Америки могли бы снизить этот риск. По данным Геологической службы США, Бразилия занимает второе место в мире по запасам важнейших полезных ископаемых и уже является ведущим производителем ниобия, необходимого для производства высококачественной стали. В Боливии находятся крупнейшие в мире известные месторождения лития, необходимого для производства аккумуляторов электромобилей. Считается, что Чили, Перу и Колумбия также обладают важными месторождениями редкоземельных элементов.

Но до сих пор Китай инвестировал больше всего в перерабатывающие предприятия и транспортную инфраструктуру в Южной Америке, в то время как США при Трампе ввели тарифы. Это усугубило сдвиг в торговле этими товарами, влияющими на будущее, с севера на юг и с востока на запад.

В настоящее время США пытаются изменить эту ситуацию с помощью военной силы и политического вмешательства в дела Северной и Южной Америки, осуществляя крупнейшее за многие поколения наращивание военной мощи США в Карибском море, пишет The Guardian. Это приветствовали несколько правых региональных лидеров, таких как аргентинский лидер Хавьер Милей, который полагается на финансовую поддержку США для стабилизации валюты своей страны, и президент Эквадора, магнат Даниэль Нобоа, который пытается ослабить ограничения на добывающую деятельность в своей стране и хочет создать американскую военную базу на Галапагосских островах, внесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО и являющихся биосферным заповедником.

Совершенно иная реакция была выражена правительствами Мексики, Бразилии, Колумбии, Уругвая и Кубы, которые осудили игру мускулами США как вызов региональной стабильности. Несколько их лидеров, многие из которых пытаются участвовать в многонациональных усилиях по преодолению климатического и природного кризиса, выразили опасения, что Вашингтон теперь попытается вмешаться в их внутреннюю политику.

Президент Колумбии Густаво Петро, сторонник теории глобального изменения климата, мобилизовал вооруженные силы на границе своей страны с Венесуэлой после ударов США и пообещал взяться за оружие, если угрозы усилятся. В этом году он готовится к переизбранию, и сторонники говорят, что Белый дом уже проводит кампанию по дезинформации и запугиванию.

“Колумбия тоже очень больна, ею управляет больной человек, которому нравится производить кокаин и продавать его в США”, - заявил Трамп после похищения Мадуро, не предоставив никаких доказательств этого утверждения. “Он не собирается заниматься этим очень долго”. Наряду с Кубой и Гренландией, это ставит Колумбию на первое место в списке тех стран, на которые США могут нацелиться в следующий раз, напоминает The Guardian.

Президент Бразилии, придерживающийся левых взглядов, Луис Инасиу Лула да Силва, уже испытал на себе гнев Трампа. В прошлом году Лула критиковал американского лидера за то, что тот вел себя как император. Трамп в ответ повысил тарифы США на бразильские товары до 50%. Это имело неприятные последствия. Рейтинг популярности Лулы улучшился, поскольку избиратели сплотились против этой угрозы для их страны. А промышленным и высокотехнологичным компаниям США пришлось напомнить своему президенту, что они нуждаются в важнейших полезных ископаемых Бразилии.

Это, конечно, не первый случай, когда США используют свой вес в этом регионе, но это происходит в более опасном контексте. Мир сталкивается с беспрецедентной угрозой изменения климата и разрушения природы, а это означает, что как никогда важно защитить биоразнообразие и обеспечить, чтобы ограниченные мировые запасы важнейших минералов использовались в первую очередь для перехода к энергетике, комментирует The Guardian.

Многие лидеры Южной Америки пытаются это сделать, но Трамп сейчас использует вооруженную силу, чтобы попытаться подтолкнуть регион в противоположном направлении – шире открыть нефтяные краны и обеспечить поступление редкоземельных элементов и других важных ресурсов на север, в США, где они, вероятно, будут использованы для укрепления крупнейшей военной компании.
С точки зрения благополучия мира и большинства его жителей, это, безусловно, ужасающая ошибка.

Но у администрации Трампа более узкие цели. В стратегическом документе говорится, что приоритетом США является защита “данных Богом естественных прав своих граждан”. Многие из них, вероятно, будут шокированы этими действиями, но руководит ими могущественная элита, окружающая Трампа. Вместо международного сотрудничества в решении глобальных проблем они предпочли бы построить стены и лишить своих соседей активов в обмен на поставки, констатирует The Guardian.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру