Хотя было неясно, что стало причиной отключения Интернета, о чем впервые сообщил мониторинг свободы Интернета NetBlocks, иранские власти отключали Интернет в ответ на протесты в прошлом, отмечает The Guardian.
Ранее в тот же день сетевые блоки сообщили о перебоях в работе в западном городе Керманшах, поскольку власти усилили репрессии против протестующих. Базирующаяся в Норвегии неправительственная организация Iran Human Rights (IHR) заявила в четверг, что иранские силы безопасности убили по меньшей мере 45 протестующих, в том числе восемь детей, с начала демонстраций в конце декабря.
Владельцы магазинов прислушались к призывам семи курдских политических групп к всеобщей забастовке в четверг, закрыв двери своих заведений в курдских регионах и десятках других городов по всему Ирану. Правозащитная группа Hengaw опубликовала кадры с закрытыми магазинами в западных провинциях Илам, Керманшах и Лурестан. Группа обвинила власти в обстреле демонстрантов в Керманшахе и близлежащем городе Камьяран на севере страны, в результате чего несколько протестующих получили ранения.
В четверг демонстрации охватили все 31 провинцию, поскольку протестное движение не подавало признаков ослабления.
В южной провинции Фарс демонстранты снесли статую убитого командующего силами Стражей Исламской революции в Аль-Кудсе Кассема Сулеймани, которого сторонники правительства считают героем мифических масштабов, отмечает The Guardian. На проверенных кадрах видно, как протестующие аплодируют, когда статуя была снесена.
Протесты продолжались всю ночь на четверг, и было видно, как большая толпа собралась на обширном бульваре Аятоллы Кашани на северо-западе Тегерана под звуки автомобильных гудков в знак поддержки, согласно изображениям в социальных сетях, подтвержденным Agence France-Presse. На других снимках была запечатлена демонстрация толпы в западном городе Абадан. По данным правозащитников, женщина, участвовавшая в акции протеста в этом городе поздно вечером в среду, была ранена выстрелом в глаз.
По данным IHR, среда стала самым кровавым днем за 12-дневное движение, когда было подтверждено, что погибли 13 протестующих. В среду к западу от Тегерана был убит полицейский, пытавшийся “подавить беспорядки”, сообщило информационное агентство Fars.
По данным Agence France-Presse, иранские СМИ и официальные заявления сообщают о гибели по меньшей мере 21 человека, включая сотрудников сил безопасности, с начала протестов.
Протестное движение стало самым масштабным за последние три года, и, хотя оно еще не достигло масштабов демонстраций "Женщина, жизнь, свобода" в 2022 году, оно встревожило политическое руководство Ирана и руководство службы безопасности, констатирует The Guardian.
Правозащитные организации обвинили власти в том, что они прибегают к тактике, включающей рейды в больницы для задержания раненых протестующих. “Силы безопасности Ирана ранили и убивали как протестующих, так и случайных прохожих”, - заявила международная правозащитная группа, обвинив власти в применении “незаконной силы”.
Президент Ирана Масуд Пезешкиан в четверг призвал к сдержанности в проведении демонстраций. “Следует избегать любого насильственного или принуждающего поведения”, - заявил Пезешкиан в заявлении на своем веб-сайте, призвав к “максимальной сдержанности”, а также к “диалогу, вовлечению и прислушиванию к требованиям людей”.
Причиной протестов стало внезапное падение курса национальной валюты и общее экономическое неблагополучие, из-за чего правительству стало трудно реагировать на недовольство протестующих. Валюта продолжает обесцениваться, в то время как правительство объявило о прекращении субсидирования обменного курса для импортеров – шаг, который уже привел к резкому росту цен на продукты питания, отмечает The Guardian.
Повседневная жизнь иранцев становится все более нелегкой. С прошлого года средние цены на продукты питания выросли более чем на 70%, а на лекарства - примерно на 50% за тот же период времени.
Правительство заявило, что решение проблемы экономического кризиса, от которого страдает страна, в значительной степени находится не в его власти, и что, хотя оно будет работать над борьбой с коррупцией и завышением цен, у него мало инструментов для использования. Власти обвинили в экономических бедах страны внешние факторы, в первую очередь жесткие санкции, введенные против Ирана главным образом Западом в ответ на иранскую ядерную программу.
До сих пор протесты казались децентрализованными и лишенными центральной фигуры, в отличие от протестов 2022 года, когда демонстранты сплотились вокруг 22-летней Махсы Амини, которая умерла в полицейском участке после ареста якобы за ненадлежащее ношение хиджаба, отмечает The Guardian.
Изгнанный наследный принц Реза Пехлеви, сын шаха, который был изгнан в результате иранской революции 1979 года, пытается заполнить вакуум лидерства в движении. Он призвал иранцев кричать из своих окон в четверг и пятницу в 8 часов вечера по местному времени, чтобы выразить свою поддержку.
“Основываясь на вашем ответе, я объявлю о следующих призывах к действию”, - сказал Пехлеви в широко распространенном видео.
Неясно, какой поддержкой пользуется Пехлеви, хотя на видеозаписях протестов за последние 12 дней видно, как демонстранты скандируют в поддержку принца в изгнании. Канал в социальных сетях, близкий к силам безопасности Ирана, опубликовал видеозапись, на которой якобы видно, как агенты спецслужб посещают людей в их домах, предупреждая их не принимать участия в акции протеста Пехлеви, а другие СМИ утверждают, что для выявления тех, кто в ней участвует, будут использоваться беспилотники.
Хотя власти и применяли насилие против протестующих, их репрессии не достигли и близко такой интенсивности, как в 2022 году. Аналитики говорят, что государство, возможно, чувствует себя менее защищенным, чем три года назад, из-за июньской войны с Израилем.
Правительство также сталкивается с угрозами из-за рубежа, когда президент США Дональд Трамп угрожает вмешаться в протесты, если в Иране будут убивать демонстрантов. Трамп в четверг повторил свою угрозу принять жесткие меры против Ирана, если его власти “начнут убивать людей”, предупредив, что Вашингтон “нанесет по ним очень сильный удар”.
Госдепартамент США также поддержал протестующих в Интернете, опубликовав кадры, на которых некоторые из них размещают наклейки с Трампом на дорожных знаках. “Когда цены устанавливаются настолько высокими, что ни потребители не могут позволить себе покупать, ни фермеры не могут позволить себе продавать, проигрывают все”, - говорится в сообщении Госдепартамента на платформе соцсети X.
В четверг вечером министр финансов США Скотт Бессент заявил, что иранская экономика находится “на грани срыва”, выступая в Экономическом клубе Миннесоты: “Это очень опасный момент. Он [Трамп] не хочет, чтобы они причинили вред еще большему числу протестующих. Это напряженный момент”.
Министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль, тем временем, осудил “чрезмерное применение силы” иранскими властями против протестующих.
Министерство иностранных дел Ирана и военные резко отреагировали на комментарии Трампа, а главнокомандующий сухопутными войсками Ирана пригрозил в среду нанести превентивные удары по государствам, которые угрожают Ирану.
Власти все чаще обвиняют протестующих в проявлении насилия, заявляя, что, хотя право на протест было законным, бунтовщики и саботажники, поддерживаемые иностранцами, захватили акции протеста.
Источники, близкие к правительству, сообщили, что полковник полиции был ранен ножом в пригороде Тегерана, а в среду вечером на полицейский участок в Ченаране, к северо-востоку от Тегерана, было совершено нападение, в результате которого погибли пять человек.