Кого можно получить по обмену: Украина бьет мировые рекорды по количеству политзаключенных

Среди арестованных по «политическим» статьям на Украине преобладают женщины

Согласно опубликованному 9 декабря докладу Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН), генпрокуратура Украины на данный момент инициировала 10 495 расследований по так называемому «коллаборационизму». Эксперты ООН утверждают, что из проанализированных ими 326 приговоров по этой статье минимум 21 человек были осуждены за действия, которые являются абсолютно законными согласно 4-й Женевской конвенции. Уголовное преследование за них невозможно в принципе.

Среди арестованных по «политическим» статьям на Украине преобладают женщины

тестовый баннер под заглавное изображение

Речь идет о деятельности, необходимой для поддержания хотя бы относительно нормальной жизни населения на территориях, перешедших под контроль РФ. Разумеется, эмиссары ООН считают их «оккупированными» - по поводу их позиции не может быть никаких иллюзий. Однако как война имеет свои законы и правила, которые нельзя нарушать (например, правила обращения с военнопленными), так и страна, занимающая какую-то территорию, обязана поддерживать на ней нормальную жизнедеятельность. То есть обеспечить население необходимым питанием и водой, медицинским обслуживанием, пенсиями, зарплатами, защитой от криминала и стихийных бедствий. Независимо ни от чего в домах должен гореть свет, функционировать отопление, из кранов – течь вода, пожарные должны тушить пожары, полиция – расследовать грабежи и убийства. Должны работать школы, детсады, суды и прокуратура. Все это, согласно 4-й Женевской конвенции, должна обеспечить «оккупирующая» сторона, для чего она вполне законно может привлекать местное население. Человек, который участвует в такой работе, абсолютно ни в чем не виноват. И это понятно всем, кроме киевских людоедов, которые, видимо, искренне полагают, что все то население, которое не захотело (или не смогло) выехать с территории до того, как туда зашли российские войска, подлежит умерщвлению с помощью голода, холода и болезней. А те, кто препятствует этому – преступники.   

В докладе ООН, охватывающем период с 1 июня по 30 ноября 2025 года, приводится случай женщины из ЛНР, которую суд приговорил к пяти годам лишения свободы условно и конфискации имущества за то, что она в течение двух месяцев занимала должность в пенсионном фонде российской администрации, занимаясь распределением гуманитарной помощи. В украинских реалиях это очень мягкий приговор и можно считать, что несчастная еще легко отделалась. 

- Ситуация с политзаключенными на Украине только обостряется. – рассказала в интервью «МК» председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер. - Продолжается преследование всех, кто хоть как-то работал в Херсонской и Запорожской областях, когда эти территории контролировала РФ. Еженедельно, ежемесячно открываются десятки, сотни дел. Людей сажают в тюрьмы. Недавно там арестовали человека, который руководил на Херсонщине «оккупационной» ветеринарной службой. Ему грозит до 10 лет тюремного заключения. Его преступление заключается в том, что он «требовал от населения выполнения российских законов в сфере ветеринарии». То есть ему вменяют то, что он боролся с распространением опасных инфекций среди домашнего скота и птицы, которые наносят серьезный урон сельскому хозяйству Украины. 12 ноября стало известно о вынесении приговора заместителю главврача «оккупационного» Херсонского центра эпидемиологии и гигиены - три года тюрьмы, учитывая, что он признал вину. Лишение свободы на срок до 12 лет угрожает педагогу из Херсона, которая возглавила  детский сад. Расследованием занимаются следователи областного управления СБУ. Также к 14 годам лишения свободы с полной конфискацией имущества приговорили двоих сотрудников пожарного расчета из Красного Лимана. Приговор заочный, так как они успели уехать. 

- Складывается впечатление, что «правоохранительные», если их можно так назвать, органы Украины прямо-таки кровно заинтересованы в том, чтобы арестованных и осужденных по политическим статьям было как можно больше?  

- Поскольку над сотрудниками СБУ висит постоянная угроза, что их отправят на фронт, они прямо фальсифицируют уголовные дела. Например, обвиняя людей в том, что они якобы поставляют РФ какую-то военную информацию. Устраивают провокации, пишут в мессенджерах сообщения от имени каких-то неизвестных с просьбой сообщить данные по местонахождению украинских военных, и сами на них отвечают. Человек при этом ни о чем не знает. Он даже и не думает им отвечать, но, если он их сразу не блокирует, то они фальсифицируют переписку. Таких случаев уже десятки и в Херсонской, и в Николаевской области, и в Одессе. Такие провокации продолжаются и усиливаются.

- Как они это делают технически?

- Например, могут взять у человека телефон при обыске и вбить туда эту переписку. Или человеку пишут: «Слушай, ты не видел, что у такого-то магазина стоят военные?» Он отвечает: «Не видел». Все, этого достаточно для обвинения в том, что он давал данные по расположению ВСУ. Сейчас также идет большая волна по обвинению священников канонической Украинской православной церкви (УПЦ). Их лишают брони от службы в армии и забирают в ВСУ, хотя по международным стандартам не имею права этого делать. Все конфессии на Украине освобождены от мобилизации кроме УПЦ.

- Кстати, существует мнение, что за церковным расколом на Украине стоят униаты. Вы его поддерживаете?  

- Да, так и есть. Те православные приходы, которые переходят от УПЦ в раскольническую ПЦУ (Православная церковь Украины Константинопольского Патриархата), потом вдруг неожиданно оказываются в Униатской церкви (Украинская греко-католическая церковь, сокращённо УГКЦ – М.П.). ПЦУ вообще не очень-то популярна среди украинских верующих. Поэтому униаты рассчитывают на то, что многие православные приходы, особенно на западной Украине, рано или поздно перейдут к ним. Раскольники при поддержке властей захватывают приходы УПЦ и передают их в ПЦУ. Однако захваченные храмы стоят пустыми, там нет священников. И потихоньку эта группка людей переходит к униатам. Такие случаи не редкость. Поэтому униаты рассчитывают, что рано или поздно, по крайней мере, на западной Украине, православная церковь перейдет в униатскую. На самом деле, униатство - это католичество восточного обряда. А как православному приходу сразу взять и перейти в католичество? Людей невозможно убедить в том, что им надо перестать быть православными и стать католиками. Ради этого и создали промежуточную инстанцию – церковь Константинопольского патриархата. 

- 13 декабря президент Белоруссии Александр Лукашенко помиловал 123 политзаключенных в рамках сделки с США по снятию санкций с предприятия «Беларуськалий». Можно ли найти какой-то аналогичный механизм для освобождения украинских политзаключенных?   

- Начнем с того, что количество политзаключенных на Украине абсолютно не сопоставимо с количеством заключенных в Белоруссии. В Белоруссии, по некоторым данным, их несколько сотен человек. А в последнем, 43-м докладе Комитета по правам человека ООН говорится, что более 10 тысяч человек на Украине получили обвинительные заключения только по одной статье – «коллаборационизм». А ведь есть и другие «политические» статьи.

(В докладе ООН со ссылкой на сайт Офиса Генерального прокурора Украины говорится, что с 24 февраля 2022 года было начато 22 814 уголовных расследований по «делам, связанным с конфликтом». Это дела по статьям «госизмена», «терроризм», «попытка захвата власти», «пропаганда коммунизма», «отрицание российской агрессии» и т.д. После начала СВО Верховная рада ввела уголовную ответственность (до 12 лет лишения свободы) за распространение информации о перемещении или размещении украинских войск. – М.П.).

- В прошлом году глава СБУ говорил, что у них более 3 тысяч приговоров только по статье «госизмена». Есть еще использование коммунистических символов и много других статей, осуждение по которым можно трактовать как осуждение по политическим мотивам. То есть количество политзаключенных, которые содержатся в украинских тюрьмах, может быть намного больше.

   Во-вторых, Лукашенко заинтересован в каком-то налаживании отношений с Европой и США. Он пытается лавировать, пытается смягчить санкции. С другой стороны, и Запад пытается заручиться какой-то поддержкой Лукашенко в переговорах с РФ. Они его пытаются в какой-то степени оторвать от России, немного отдалить от позиции Москвы. Поэтому там идут такие взаимные реверансы. А на Украину вообще никакого давления по поводу политзаключенных не оказывается. Хотя в докладе ООН говорится, что их более 10 тысяч. И указывается на то, что многие случаи абсолютно не соответствуют международной практике, международному праву. Заведующая детским садом, заведующая почтовым отделением, директор школы – за такую работу люди на Украине получают срок. То есть все это известно, но Запад совершенно не собирается выдвигать Киеву никаких условий по поводу политзаключенных. Запад все предоставляет Украине абсолютно безвозмездно. Кредиты, финансовую помощь – они ничего не требуют взамен, кроме того, чтобы Украина воевала с РФ. Это их главная цель. США тоже по-прежнему оказывают Киеву очень существенную помощь. Я не верю, что Трамп может использовать угрозы прекратить эту помощь как рычаг давления для освобождения политзаключенных. 

- Существуют ли сейчас особые зоны для украинских политзаключенных?

  - Есть «показушная» зона, в которую привозят западных журналистов, чтобы продемонстрировать им, в каких хороших условиях содержатся на Украине политзаключенные. Но эта одна зона, в ней находится чуть больше 200 человек. Очень много политзаключенных содержатся в Лукьяновском СИЗО, в Николаевском СИЗО, очень много их во Львове. На Западной Украине в тюрьмах вообще сидит очень много политзаключенных. Туда не возят иностранных журналистов, им не показывают условия, в которых они содержатся. И что самое печальное и тяжелое, так это то, что среди политзаключенных очень много женщин. В Херсонской и Запорожской областях сроки получают преимущественно женщины. Осуждают членов избирательных комиссий, которые работали во время референдума, учителей, врачей, муниципальных служащих, работников социальных служб и т.д. а это преимущественно женщины. Количество женщин, которые оказались в тюрьмах, просто непропорционально велико. И все они сидят в очень тяжелых условиях. Они сидят, в основном,  в СИЗО. В лагерях их очень немного. 

- Все же украинскую правозащитницу Елену Бережную, обвиненную в госизмене, перевели из тюрьмы под домашний арест.  

- Это было сделано под очень большим давлением международного сообщества. Ее не освободили, а лишь отпустили из Киевского СИЗО после 3,5 лет заключения под домашний арест, как и коммунистов - братьев Кононовичей. Они тоже получили огромную поддержку на международном уровне. Все левые, социалистические, коммунистические партии Европы требовали их освобождения.

- К сожалению, некоторые борцы с украинским режимом, пророссийски настроенные граждане Украины, попав в Россию, сталкиваются с несправедливостью и здесь. Вам известны такие случаи?

- Например, бывший политзаключенный Александр Тарнашинский, которого обменяли в мае 2025 года, сейчас столкнулся с тем, что у него не приняли документы на российское гражданство из-за того, что он был осужден на Украине как «террорист» - из-за того, что поддерживал РФ. Он бывший афганец, полковник запаса, подавал документы в Краснодарском управлении по миграции МВД. В марте 2022 года он был схвачен киевским СБУ и обвинен в госизмене, в сговоре с целью захвата власти и в диверсиях. На этом основании ему отказали в гражданстве. Я считаю, что это безобразие. Чиновники на местах вообще не понимают, в каком мире они живут и что сейчас происходит. Такое впечатление, что они остались в 2012 году, когда из Украины в Россию и обратно экстрадировали преступников. Когда какого-нибудь украинского вора ловили в Белгороде и доставляли на Украину. Они не понимают, что сейчас совершенно другая ситуация. Они живут по устаревшим инструкциям.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру