«Иран не состоит из одного Тегерана»

Почему Ахмадинежад не поехал в Екатеринбург?

Волнения в Иране, устроенные недовольной оппозицией, напоминают пародию на цветные революции в постсоветских республиках. Например, на ту, что попытались устроить недавно в Кишиневе. Без особой базы и без шансов на победу. Но зато с большим шумом.

Отголоском тегеранских событий стало известие о неприезде на екатеринбургский саммит ШОС в понедельник Махмуда Ахмадинежада (позднее, правда, поступило сообщение, что Ахмадинежад все-таки приедет в Россию, но только во вторник). Трудно сказать, озабоченность иранского президента поствыборной ситуацией сыграла здесь роль или пиаровские соображения, чтобы не быть обвиненным в том, что уехал из страны в столь щекотливый момент.

Скорее всего, «зеленая революция» (а именно зеленый цвет избрали своим символом сторонники считающегося реформатором экс-премьера страны Мира Хоссейна Мусави) вряд ли грозит Ирану. Несмотря на то, что Мусави подал официальное заявление в Совет стражей конституции с требованием отменить результаты выборов, оппозиционный пар, кажется, уже выпущен. Власти запретили намеченное на понедельник шествие сторонников проигравшего выборы Мусави. Министерство внутренних дел предупредило Мусави, что любая попытка нарушить этот запрет будет рассматриваться как незаконная. Но потом духовный руководитель страны аятолла Хаменеи дал согласие на акцию оппозиции — но «в рамках закона». А сам Ахмаднежад сравнил негодование своих противников со «страстями после футбольного матча» - и организовал контракцию своих сторонников, гораздо более многочисленную.

Показательно, что власти ожидали заранее всплеска «революционных» настроений у оппозиции. Еще за пару дней до голосования Корпус стражей исламской революции (влиятельная военно-политическая сила в Иране, параллельная вооруженным силам и насчитывающая многие десятки тысяч штыков) предупредил Мусави о том, что попытки организовать в Иране «бархатную революцию» будут безуспешными.

Даже с учетом клерикального характера Исламской Республики и всех обвинений в адрес иранских властей в непропорциональном применении силы при подавлении оппозиционных выступлений, нынешняя президентская кампания прошла, во всяком случае, внешне вполне в демократических традициях — с весомыми и абсолютно не декоративными противниками Ахмадинежада, претендовавшими на президентство. И с дебатами, в которых президенту публично доставалось от противников «по самое не хочу». И когда оппозиция кричит в Тегеране: «Смерть диктатору», то это слово применительно к Ахмадинежаду (фигуре не слишком, впрочем, симпатичной) звучит с огромной натяжкой.

Мы при подсчете голосов свечку не держали, но сомнительно, чтобы выборы были сфальсифицированы. А ярость проигравшей оппозиции — куда без нее?

“В соответствии с результатами выборов, Ахмадинежад обошел Мусави в Тебризе и в азербайджанских провинциях. Это поражает воображение. Это как если бы Барак Обама победил в Техасе, а Джордж Буш в Иллинойсе” , - процитировал канал Euronews одного американского аналитика иранского происхождения. Главный соперник нынешнего президента действительно родом из Восточного Азербайджана и сын тебризского торговца, но насколько земляческие чувства могут обеспечить голоса избирателей?

- Очень многие не учитывают одну особенность иранского менталитета, - считает гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб САФАРОВ. - Когда г-н Мусави встречается на улице со своими единомышленниками, то царит ажиотаж, многие его поддерживают, потому что он из их мест, он земляк. Но когда люди идут голосовать, то включаются совсем другие принципы. И избиратель отдает свои предпочтения другому кандидату, оставшись наедине с собой в кабине. Думаю, именно такое и произошло сейчас. Мусави увидел, что его поддерживают восторженные толпы народа — и подумал, что это протест против власти. И что это уже его победа. Он до того искренне уверовал в это, что едва начали подсчитывать голоса, уже объявил себя победителем выборов. В больших городах, где много молодежи, безработных, где много проблем и больше влияния западных структуре — там есть сгусток тех элементов, которые воспользовались этим поводом для дестабилизации обстановки. Можно говорить уверенно, что на региональном уровне победил Ахмадинежад, а в Тегеране он проиграл. Но ведь Иран не состоит из одного только Тегерана...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру