Снова опустили

Единороссы в Госдуме подняли и тут же снизили транспортный налог — по команде из Кремля

17.11.2009 в 21:26, просмотров: 9584
Происходящее на самом верху российской вертикали власти всё больше напоминает театр абсурда. В пятницу, 13-го, “Единая Россия” в Госдуме проголосовала в последнем, третьем чтении за закон, в два раза повышающий базовую ставку транспортного налога. В понедельник, 16-го, лидер фракции “ЕР” Борис Грызлов заявил, что налог повышать не надо, а принятый закон следует переписать. Разворот на 180 градусов г-н Грызлов сделал после совещания в Администрации Президента, где и было решено “играть назад”.  

Вопрос “а почему власти прозрели так поздно?”, как всегда, остается без ответа. Быть может, известие о том, что правительство предлагает повысить в два раза базовую ставку транспортного налога, дав регионам право в свою очередь повышать ее в 5 раз или снижать в 10 раз, свалилось как снег на голову?  

Нет. Законопроект был внесен в Госдуму в начале октября, и с тех пор о нем без устали и говорят, и пишут.

Но никакие акции протеста и возмущенные заявления отлаженную “под правительство” законодательную машину остановить не могли. Получив отзывы из регионов (если верить членам бюджетного комитета — положительные), единороссы приняли спорный текст в первом чтении 6 ноября, а меньше чем через неделю, 11 ноября, проголосовали за него же во втором, решающем чтении. 

Третье чтение состоялось в пятницу, 13-го. Все оппозиционные думские фракции — и КПРФ, и ЛДПР, и “СР” — выступили против. Их представители говорили, что “некрасиво” в кризис переваливать на регионы бремя непопулярных решений о повышении налогов. Они говорили, что политически этот закон для власти опасен, потому что может вызвать массовые акции протеста, причем не только автолюбителей, но и мелких автоперевозчиков. Конечно, не только транспортный налог вызвал критику — тем же законом повышались акцизы на спиртное и табак…  

Отповедь “паникерам” пришлось давать единороссу Андрею Макарову. Он сказал, что региональные власти не собираются “бездумно” увеличивать ставки транспортного налога, а в угрозу массовых акций явно не верил.  

Зато в нее, видимо, поверили в Кремле. В прошлую пятницу и представитель президента, и представитель правительства в зале заседаний молчали. А теперь “с учетом того”, что против повышения транспортного налога высказываются и российские граждане, и автолюбители, и общественные организации (так заявил вчера глава президентской администрации Сергей Нарышкин), закон из Совета Федерации будет возвращен в Госдуму и доработан.  

Что в сухом остатке?  

“Единая Россия”, как это часто бывает, опять ну совсем не в белом. Считать ее хоть мало-мальски самостоятельной политической силой после подобных историй может лишь очень-очень наивный человек.  

Зато федеральный центр в целом — в белом. Базовая ставка налога останется, видимо, прежней, но право увеличивать и уменьшать ее предоставляется регионам. Если кто из них повысит, пытаясь залатать дыры, проделанные в местных бюджетах кризисом, — он и окажется “плохим”.  

Любопытно: как только сверху объявили, что принятый единороссами закон небезупречен, многие из них, буквально накануне молчаливо нажимавшие кнопку “за”, стали находить в нем изъяны. Член Комитета по экономической политике Виктор Звагельский, к примеру, вдруг сообщил, что в тексте нужно исправить еще одну “серьезную ошибку принципиального характера”. Дело в том, что закон относит спиртсодержащие жидкости, всякие там одеколоны, очистители и стеклоотмыватели, к льготной группе товаров, с меньшей ставкой акциза. Хотя раньше всегда с производителей спиртсодержащей продукции брали налог как с производителей крепкого алкоголя…  

Это уже второй случай, когда, повинуясь воле Кремля, единороссы вынуждены резко менять курс. 15 июля 2009 года Госдума приняла закон о создании малых инновационных предприятий при вузах. Но 18 июля, после того как в Кремле вдруг проснулись и обнаружили в законе недостатки, единороссы же, но в Совете Федерации, его отклонили, а 27 июля нижнюю палату парламента даже собрали на внеочередное заседание — чтобы принять текст с изменениями.