Пошел на все четыре Стуруа

Знаменитый режиссер: “В нашем театре всегда всех выгоняли”

17 августа Грузия породила главную мировую культурную новость: с 15 августа приказом за подписью министра культуры знаменитый режиссер Роберт Стуруа уволен с поста худрука Тбилисского драмтеатра им. Шота Руставели. Официально — без объяснения причин. Неофициально — за критику г-на Саакашвили, а именно за высказывание «что поделаешь, он же армянин».

«МК» дозвонился в Тбилиси Роберту Стуруа и услышал то, чего меньше всего ожидали, — веселый голос спокойного человека.

Знаменитый режиссер: “В нашем театре всегда всех выгоняли”
Рисунок Алексея Меринова

— Роберт, даже странно, что вы в такой ситуации смеетесь.

— Я из такой семьи, меня так воспитали родители.

— Когда вы получили приказ об увольнении с должности худрука театра имени Руставели? И как это технически произошло?

— Мне принес его наш директор (теперь его называют управляющим). Я находился дома, и для меня это было неожиданным.

— Простите, но говорят, что вы как будто ожидали, предчувствовали такое развитие событий.

— Да, было ощущение, но дело в том, что за три дня до этого наш министр культуры сказал, когда его кто-то спросил из журналистов обо мне, что это совершенно невозможно. Это он сказал в эфире одному телеканалу. В общем, я получил приказ, я его сфотографировал и запустил в facebook примерно в пять вечера, может быть, чуть позже. Я это сделал для того, чтобы мои друзья знали.

— Вы такой активный пользователь Интернета? Участник социальных сетей? Тогда я ваш friend.

— Да, у меня 5212 друзей, вы будете 5213-й. Знаете, мне неудобно отказывать людям, я так щелкаю, когда просят подтвердить дружбу. Самое удивительное для меня, что 60–70 процентов в друзьях у меня молодые девушки.

— И как отреагировало интернет-сообщество на ваше увольнение?

— Многие возмущались. Кто-то рыдал. Так бывает, когда в семье кто-то умирает.

— А как отреагировали ваши подчиненные — артисты, сотрудники театра имени Руставели? Они возмущены?

— Я пока не знаю ничего, это ведь только случилось. Наверное, нервничают. Но артисты, вы же знаете, они такие зависимые люди от всех и всего. Так что, даже если они ничего не скажут, я не обижусь, буду любить их, как и прежде.

— Теперь перейдем к сути конфликта между режиссером Робертом Стуруа и властью. Как вы это прокомментируете?

— Ну что я могу сказать? Это то же самое, если бы я поставил спектакль, а когда люди выходили бы из театра, я стоял и спрашивал бы их: «Вам нравится мой спектакль?» И если кому-то не нравился, сразу бил бы. Так и здесь. Это же ненормально. Спектакль кому-то нравится, кому-то нет... Так же и власть, так же и ее действия. Но я понял, что власть не любит критику, это замечено не только мной. Пьесы, написанные о царях, о королях, — эту тему обожают и режиссеры, и зрители, и власть. Но власть конкретную критику в свой адрес, как оказалось, не приемлет.

— И вот ваша критика: вы сказали, выступая по грузинскому телевидению, в адрес Михаила Саакашвили, вашего президента, что армянин, посаженный Америкой... Не считаете ли вы свое высказывание недостаточно политкорректным?

— Это я сначала сказал в интервью, потом на телевидении, когда стал объяснять, что был не так понят. Знаете, эта ситуация мне напоминает ситуацию, случившуюся в Каннах с Ларсом фон Триером. Он тоже сказал, имея в виду одно, а потом долго-долго оправдывался. Дело в том, что Тбилиси на сегодняшний день такой интернациональный город, каких нет. Здесь в радиусе ста метров — мечеть, синагога, армянская церковь, грузинская... Так что ни о каком национализме с моей стороны речи быть не может. Поэтому я начал объясняться.

— Насчет армянина? У Саакашвили ведь мать армянка?

— Нет, отец. Он наполовину армянин, и я сказал, что, когда, например, решается вопрос границ и территорий, твоя кровь все равно будет на стороне твоей нации. Хочет человек того или нет.

— Я не ошибаюсь: ведь у вас с Михаилом Саакашвили были хорошие отношения, вы заняли четкую позицию во время обострения российско-грузинских отношений. Почему испортились отношения и когда?

— Да, сначала они были приличные, но постепенно начали портиться. Я заметил это после того, как сделал спектакль «Солдат. Любовь. Телохранитель... и президент». Там актер играл, который очень напоминал нашего президента. Ну а дальше как-то уж совсем всё стало плохо.

— Ну а что касается Америки, которая посадила своего президента в Грузии?

— Это вопрос. Я, например, отлично помню, как в Грузию приехал министр иностранных дел России Иванов, и после этого ушел Шеварднадзе, а потом пришел Саакашвили. И Россия тут сыграла какую-то роль. Я не могу понять вот что: Грузия — такое маленькое государство, которое существует между двумя огромными державами, которые ее все время футболят. Почему так?

— Уже известно, что руководитель московского театра Et Cetera Александр Калягин, он же председатель СТД, предложил вам должность главного режиссера своего театра. Вы согласитесь?

— Я думаю, но пока буду неделю в Тбилиси, чтобы разобраться в этой ситуации, затем уеду на море, у меня есть маленький домик недалеко от города Поти. Там буду читать, рисовать, буду играть на фортепиано, надеюсь, что не забыл, как это делается. Потом вернусь, но скорее всего приму предложение Калягина, тем более что он делал мне его давно — приглашал очередным режиссером. А теперь как бы откорректировал свое предложение — стать главным. Наверное, соглашусь.

Знаете, я не могу и не люблю принимать решений. Я фаталист, я не плыву против течения и подчиняюсь судьбе как женщине, которая берет меня за руку и выводит туда, куда считает нужным. Потом не надо забывать, что в нашем театре всех всегда выгоняли — выгоняли Туманишвили, Алексидзе, а одного — Ахметели — вообще Лаврентий Берия расстрелял. Поэтому, когда ты знаешь, какие трагические личности здесь работали, понимаешь, что надо продолжать традиции.

— Я надеюсь, до расстрела не дойдет. Но, может быть, вам угрожали?

— Нет, не угрожали.


Марина Райкина

фото: ИТАР-ТАСС

■ ■ ■

Излишне говорить, что Cтуруа — режиссер с мировым именем. Когда еще в 70-е он сделал свой знаменитый «Кавказский меловой круг» по Брехту, зрители мира задохнулись от восторга. Ставил спектакли в Большом, в Et Cetera у Калягина, у Райкина. Российские мастера культуры однозначно поддержали опального грузинского коллегу. Так, Александр Калягин предложил ему пост главного режиссера в своем театре.

...Первым делом пошли слухи, что телефон Роберта Робертовича заблокирован властями, однако, по счастью, демонизм «режима» оказался несколько преувеличен. Маэстро Стуруа просто в 5 утра вернулся из ресторана и долгое время отдыхал. Пока он спал, мы позвонили его ближайшему помощнику и другу Гии Тевзадзе. Кстати, и самого Гию «ушли» из театра четыре года назад. Гия рассказал нам, что министерство даже подумывало упразднить должность худрука. «Конечно, в идеале театр должен быть вне политики, но что делать, если наше общество столь политизировано?».

Вчера был запланирован стихийный сбор труппы в театре Руставели, что непросто — лето, сезон закрыт, люди разъехались. Однако сложно ожидать, что труппа выступит единым фронтом в поддержку опального худрука. «Кто-то смотрит налево, кто-то направо, — комментируют „МК“ в театре, — артистам тоже кушать хочется и кормить своих детей. Любые их выступления, разумеется, будут наказуемы, скажутся на дальнейшей карьере, поэтому многие боятся».

Актуален вопрос по части дальнейшего нахождения Роберта Стуруа на территории Грузии. Пока его никто не высылает, Стуруа — гордость Грузии, и он — что важно — рвать со своей страной категорически не собирается. Что не отменяет его многочисленных проектов по миру — в конце года начнется работа над музыкальной постановкой в театре Калягина, а также закрутится любопытный греческий проект...

Первая реакция гендиректора Большого Анатолия Иксанова:

— Да это только нам на пользу! Он режиссер такого уровня и такого качества, что здесь будет нарасхват! За ним встанут в очередь. Я с Робертом знаком более двадцати лет, со времен своей работы в БДТ... Помню, сколько времени мы его уговаривали и в БДТ, и на «Мазепу» — настолько он востребован. Вообще это странная история. Помните, был в Грузии фашиствующий руководитель, как его...

— Гамсахурдиа?

— Вот-вот, который составил список «врагов народа», куда включил и Тимура Чхеидзе, и Роберта Стуруа, и многих-многих грузинских деятелей культуры. Неужели повторяется история? В этот раз просто всё более лояльно — просто уволили, а раньше-то — в черный список и под арест.

— Но согласитесь, если вы позволите себе какую-нибудь критику тандема, то пусть не в 24 часа, но постараются, чтоб вас на посту не было...

— Абсолютно не согласен, потому что формальных оснований не продлевать со мной контракта предостаточно. В том смысле, что была история и с «Детьми Розенталя», которая не устраивала наших идеологов, и какие-то недомолвки с Минкультом... Но у нас, слава богу, пока в первую очередь оценивается профессионализм. Поэтому тут с Грузией нельзя проводить параллели.


Ян Смирницкий

Мнения экспертов:

Александр КАЛЯГИН, председатель СТД:

— От Роберта я в последнее время не раз слышал, что над ним висит дамоклов меч и он чувствует, что его рано или поздно выгонят из театра. И вот... выгнали... Я вспоминаю Олега Ефремова в самых тяжелых, страшных ситуациях. Я присутствовал при его телефонном разговоре с секретарем ЦК КПСС по идеологии. И последние слова секретаря были: «Мы рассмотрим вопрос о вашем дальнейшем пребывании в театре...» Рассмотрели, но не посмели снять. Какая бы ни была власть, ей нельзя трогать таких художников, как Ефремов, как Стуруа, — это особая каста, великие люди. Стуруа повлиял на мировой театр.

Алла КОЖЕНКОВА, театральный художник:

— Нельзя путать искусство с политикой. И такой уникальный художник, как Роберт Стуруа (с ним мне посчастливилось работать на одном спектакле), может иметь любые политические убеждения. И применять к нему за убеждения репрессивные меры — это какая-то сталинщина или гитлеровщина. Пусть Саакашвили напишет, что ему не нравится художественная политика Стуруа, а нравится, допустим, эстетика Станиславского, но выгонять из театра такого художника... Стуруа для людей сделал куда больше, чем Саакашвили.

Александр ФИЛИППЕНКО (играл в спектаклях Роберта Стуруа «Гамлет» в «Сатириконе» и «Шейлок» в «Et cetera»):

— Мы уже направили ему телеграмму: «Поздравляем вас с тем, что вас назначили свободным человеком». Эта политическая история давно тянулась, это было ожидаемо. Да, в этой стране такое возможно. А как это оценивать... Такая же история, как с Любимовым: не надо разговоров, не надо все это вертеть и крутить, не надо людям со стороны, которые не в курсе, давать большие комментарии! Стуруа, как и Любимов, сам все знает и сам со всем разберется. Я ему полностью в этом смысле доверяю. Сейчас будут говорить, что ему остается стать худруком в театре Калягина или на Таганке. Ведь стилистика та же, знакомая и понятная. Главное — дай бог ему здоровья и уверенности.


Марина Райкина
Вера Копылова

Материалы по теме: Роберт Стуруа наказан за критику Саакашвили