"Союз ТМА-08М" долетит до орбиты так быстро, что космонавты не успеют переодеться

"МК" выяснил подробности скоростного полета в космос

27.03.2013 в 16:19, просмотров: 31477

Вместо 50 часов космической корабль «Союз ТМА-08М», стартующий в ночь на пятницу, должен довезти членов нового экипажа до Международной космической станции всего за 5,5 часов. «Это все равно, что долететь до Нью-Йорка не за 9 часов, а за один», - сравнил новую схему пилотируемого полета замначальника лётно-испытательного отдела РКК «Энергия» Марк СЕРОВ. Специалисты-баллистики корпорации говорят, что кроме удобства для самих покорителей небес, эта схема приносит большую экономию топлива — по 20 кг при запуске каждого корабля. Если умножить 20 кг на 6 грузовых кораблей и 4 «Союза», получаем 200 кг экономии в год. В общем, резон лететь по "быстрой" схеме есть. Корреспондент «МК» разбиралась, что пришлось изменить специалистам для ее осуществления и с чем придется впервые встретиться космонавтам во время настоящей гонки по вертикали.

Как говорят сотрудники отрасли, вопрос с "быстрой" стыковкой встал еще года четыре назад, когда на наших кораблях к МКС летали космические туристы.

«Представляете, как тяжело было выдержать двое суток в тесном отсеке корабля «Союз» людям неподготовленным, - говорит заместитель начальника отдела баллистики РКК, кандидат технических наук Рафаил Муртазин. - Вспоминается, были некоторые проблемы у Анюши Ансари, ей было очень тяжело выдержать этот полет».

Кроме тесноты, примерно на пятом витке, после первоначальной эйфории у космонавтов начиналась так называемая острая фаза адаптации к полету, то есть, наваливались дикая слабость, усталость, тошнота.

В общем, посоветовавшись с опытными космонавтами, баллистики решили разработать быструю схему сближения — за четыре витка, которая кроме облегчения участи членов экипажей позволяла еще и прилично экономить финансы.

Справка «МК». Первая "быстрая" схема сближения космических аппаратов в СССР была произведена в 1968 году за 47 минут. В практике пилотируемых полетов рекордсменами по времени сближения (за 94 минуты) считаются американцы, осуществившие это в 1966 году.

Первый грузовой корабль был отправлен по скоростной траектории 1 августа 2012 года. За ним — еще три. После того, как специалисты убедились в безопасности такой схемы, решено было готовить к ней космонавтов. Своего рода первопроходцами этой схемы были выбраны Павел Виноградов Александр Мисуркин и американец Кристофер Кэссиди.

Александр Мисуркин, Павел Виноградов и Кристофер Кэссиди. Фото ЦПК им. Ю.А.Гагарина.

Первая тренировка по отработке быстрой схемы полета у них состоялась еще 22 февраля. К чему же надо быть готовыми космонавтам? Давайте вспомним прежнюю 2-суточную схему полета корабля «Союз» к МКС. После взлета корабль проводил первые 2 манёвра, потом экипаж пережидал длительную закрутку корабля, - это почти 30 часов безделья. Скука в этот период постепенно осложняется недомоганием, "морской болезнью". В новой же схеме скучать космонавтам некогда: только взлетели и через каких-нибудь 5-6 часов - уже стыковка.

- Как изменится обычный распорядок дня космонавтов в связи с переходом на 4-витковую схему сближения с МКС? Будет ли у них время поесть, переодеться, размять косточки?- спрашиваю я Марка Серова.

-При 2-суточном полете необходимо было питаться, привыкать к невесомости, обеспечивать собственную жизнедеятельность, контролировать полетную ситуацию и готовиться к операциям по сближению и стыковке с орбитальной станцией. При «быстрой» схеме всё примерно так же, только 2-суточная работа уплотняется до 6 часов. После выхода корабля на орбиту экипаж совместно со специалистами Главной оперативной группы управления подмосковного Центра управления полетами не только выполняет тесты и проверки, но и сразу же приступает к выполнению операций по маневрированию и сближению с орбитальной станцией. График работы сжатый, времени на «раскачку» или плохое самочувствие нет. Понятно, что в этом случае у космонавтов не остается времени снять скафандры, полноценно пообедать или поспать. Но это не значит, что они всё время полёта к станции сидят «привязанными» в кресле. Есть периоды времени (они могут достигать до 50 минут), когда космонавты могут открыть люк в бытовой отсек, перейти в него, сходить в туалет, попить воды или даже перекусить.

- Перед полетом Павел Виноградов, говорил об одном существенном минусе быстрого полета — организм, особенно у новичков, не успевает за короткое время привыкнуть к невесомости. Как будет решена эта проблема, ведь Александр Мисуркин летит впервые?

- Конечно, у космонавтов остается меньше времени на адаптацию к невесомости. Однако, время адаптации – вещь индивидуальная. У одних она занимает дни, у других часы. Для того, чтобы период острой адаптации проходил гладко, на Земле перед полетом космонавты тренируют вестибулярный аппарат, сердечно-сосудистую систему. Немаловажен и тот факт, что при 2-суточной схеме основное время полета корабль вращается вокруг поперечной оси, ориентированной на Солнце для обеспечения его стабилизации и требуемого температурного режима. В результате получается, что космонавты оказываются одновременно и в невесомости, и на «карусели».

В «быстрой» схеме такая «закрутка» не требуется, корабль совершает полет в заданной ориентации относительно орбитальной системы координат, например, так, чтобы его продольная ось была постоянно направлена по вектору скорости полёта.

Вместе с тем, 2-суточная программа сближения менее динамичная, менее напряжённая для наземного центра управления полетом, имеет запасы времени для принятия решений в случае возникновения нештатной ситуации.

-Предусмотрены ли резервные варианты полёта на случай возникновения непредвиденной ситуации?

-Прелесть этого нововведения в том и состоит, что в случае возникновения нештатной ситуации на «быстрой» схеме, мы безболезненно переключимся на привычную и хорошо отработанную 2-суточную схему.

-Требует ли «быстрая» схема каких-то особых навыков у космонавтов?

- Космонавтам нет необходимости переучиваться под новую схему. Все знания и навыки по пилотированию космического корабля в основном одинаковы для любой схемы. Поэтому программа наземной подготовки экипажа изменена незначительно, введено только дополнительное ознакомление с особенностями работы экипажа на борту корабля при реализации «быстрой» схемы, в том числе по переходу на продолжение полета по 2-суточной схеме в случае нештатной ситуации.