Финны создали лифт для зданий высотой в километр

Новое изобретение скандинавских производителей лифтов позволит строить здания километровой высоты

В 1854 году изобретатель Элиша Отис поразил публику демонстрацией своего безопасного лифта в «Crystal Palace» в Нью-Йорке: сам он стоял на открытой платформе подъёмника, в то время как помощник обрубил топором удерживавший её канат. К величайшему изумлению толпы, новый безопасный лифт Отиса опустился всего на несколько сантиметров и замер – благодаря специальным уловителям.

Новое изобретение скандинавских производителей лифтов позволит строить здания километровой высоты
Иллюстрация marcobaunedel.com

Эта демонстрация навсегда изменила городской пейзаж. Люди, пользующиеся лифтами, смогли почувствовать себя в безопасности, а строители – получили возможность возводить небоскрёбы.

И вот теперь, благодаря новому изобретению, появилась возможность строить здания ещё выше, чем раньше.

На днях финский производитель лифтов «Kone» объявил, что десять лет работы инженеров компании увенчались появлением системы, которая позволяет строить лифты, рассчитанные на высоту здания в километр, а то и больше. Это вдвое выше, чем предельная высота, на которую было возможно строить раньше. Поскольку эффективность лифтов – главный ограничитель высоты зданий, то технология Kone, которая предусматривает замену стальных канатов лёгкими аналогами, сделанными из углеродного волокна, может дать возможность строить «небоскрёбы» в прямом смысле этого слова.

Проблема со стальными канатами заключалась в том, что они очень тяжёлые. Эти тросы должны тянуть вверх не только кабину лифта и подвижные кабели, которые проводят электричество, но и самих себя.

Читайте: ТОП проектов подводных городов будущего

Задача несколько облегчалась благодаря использованию контргруза, но даже в этом случае вес стальных канатов при подъёме на максимальную на сегодняшний день высоту 500 метров составлял три четверти движущейся массы машины. Для подъёма такого веса требуется масса энергии, и чем выше здание, тем дороже эксплуатация лифтов. А благодаря разработке Kone и замене стали на углеродное волокно вес канатов можно будет снизить примерно на 90 процентов.

Углеродное волокно легче и крепче стали. В частности, этот материал обладает более высоким пределом прочности при растяжении, то есть его труднее разорвать. Такая прочность связана с особенностями строения атомов углерода – та же особенность, которая даёт твёрдость алмазам.

По словам представителя Kone Иоганнеса де Йонга, вес стальных канатов, необходимых для лифта 400-метрового здания составляет 18 650 килограммов. Новый тросс «UltraRope» для подъёма на аналогичную высоту будет весить примерно 1170 килограммов. Вес всей подъёмной конструкции целиком будет составлять 45 процентов от веса старой конструкции со стальными канатами.

Кроме экономии энергии, более лёгкие канаты позволят повысить безопасность лифта в критических ситуациях и сократить расходы на содержание, поскольку углеродное волокно служит вдвое дольше стали. Более того: углеродное волокно резонирует на частотах, отличных от других строительных материалов, равно как и от стали. Это позволит сократить колебания небоскрёба во время сильного ветра.

Всё это, безусловно, очень важно, но что действительно приводит в восторг архитекторов и строителей – так это возможность возводить намного более высокие здания, чем раньше.

Источники: economist.com и gearmix.ru.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру