Палеонтологи описали древнюю "змею с ногами" из Аргентины

Это позволило опровергнуть заблуждение, бытовавшее полтора века

Аргентинские и канадские палеонтологи изучили останки змеи, обитавшей на планете в сто миллионов лет назад и обладавшей задними конечностями. Сами окаменелости были найдены 13 лет назад Новый вид получил обозначение Najash rionegrina. Это название отсылает к слову «нахаш», которое переводится с иврита как «змея» и используется в Библии для обозначения всех змей, включая змия, соблазнившего Адама и Еву вкусить запретный плод.

Это позволило опровергнуть заблуждение, бытовавшее полтора века
Фото: LBPA (Flinders University).

Хотя рудиментарные задние конечности присутствуют даже у некоторых современных змей, их изучение у древних организмов представляет для ученых немалый интерес, поскольку дает возможность лучше проследить эволюцию подотряда. Более того, в отличие от «ног» ряда змей, обитающих сегодня, лапы Najash rionegrina были довольно хорошо развиты, и животное не утратило ни крестец, ни тазовый пояс.

Как показало новое исследование с применением компьютерной томографии, возраст останков достигает примерно ста миллионов лет, то есть подобные змеи населяли территорию современной Аргентины, тогда еще являвшейся частью суперконтинента Гондвана в середине мелового периода. Одним из особенностей строения древнего животного по сравнению с современными змеями оказалось наличие в их черепе яремной кости.

Также изучение останков показало, что предки современных змей были крупными и обладали массивной пастью. Как отмечается, до сих пор на протяжении 160 лет довольно распространенным оставалось заблуждение, что древние змеи жили в норах и являлись очень небольшими животными. Помимо этого, полученные данные позволяют предположить, что рудиментарные конечности оставались у древних змей дольше, чем принято считать.

Специалисты отмечают, что новое исследование впервые позволяет выдвинуть ряд предположений об эволюции змей, основанных не на догадках. Исследование было опубликовано в журнале Science Advances.

Читайте материал «Названы "чемпионы" среди нелетающих животных по дальности миграций»