Прохождение американского зонда через корону Солнца оценили российские ученые

«Он попадет в такие потоки тепла, что просто сгорит»

Американский космический зонд имени Юджина Паркера впервые прошел через корону Солнца. Об этом заявила в среду пресс-служба Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

«Он попадет в такие потоки тепла, что просто сгорит»

Зонд Parker Solar Probe стартовал к Солнцу в 2018 году. Приближаясь к светилу все ближе, он делает новые открытия. Так в 2019 году  Паркер обнаружил, что вблизи Солнца много магнитных зигзагообразных структур солнечного ветра, называемых «обратным ходом».

«Теперь зонд определяет особенности магнитного слоя солнечной атмосферы, чего еще не делал никто», - сказал Нур Рауафи, научный сотрудник проекта Parker из Лаборатории прикладной физики Джонса Хопкинса. «Мы видим свидетельства нахождения в короне данных о магнитном поле, солнечном ветре».

В отличие от Земли, у Солнца нет твердой поверхности. Но у него есть перегретая атмосфера, состоящая из солнечного материала. Точка, в которой температура и давление настолько высоки, что не могут удержать атмосферу, называется «критическая поверхность Альфвена». Именно с нее начинается солнечный ветер. Он увлекает за собой магнитное поле Солнца к Земле и за ее пределы.

До сих пор исследователи не знали, где именно находится критическая поверхность Альфвена. Основываясь на удаленных изображениях короны, по разным оценкам, она находится от 4,3 до 8,6 миллиона миль. И вот 28 апреля 2021 года во время восьмого пролета мимо Солнца (зонд Parker Solar Probe уже давно совершает витки вокруг Солнца), он обнаружил признаки поверхности Альфвена на высоте 18,8 радиуса Солнца (около 8,1 миллиона миль или 13 млн км) над поверхностью звезды. То есть, получается, что зонд вошел в солнечную атмосферу, пролетев корону насквозь.

Предполагается, что к концу 2024 года зонд должен выйти на орбиту с перигелием 6,2 млн км от солнечной поверхности. Теплозащитный экран зонда будет разогреваться при этом до 1370 градусов Цельсия, то есть примерно в три раза больше, чем температура на освещённой Солнцем стороне Меркурия.

Значимость этого события для «МК» прокомментировал доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией по теоретическому и экспериментальному изучению солнечного ветра и его влияния на околоземное пространство ИКИ РАН Юрий Ермолаев:

– Следовало бы сразу пояснить, что обозначает термин «корона», которую пролетел Паркер. Это по сути тот же солнечный ветер, который простирается  за пределы Солнечной системы. С каждым витком зонд опускается все ниже. В соответствии с последней публикацией NASA, он достиг определенной точки солнечной короны, где, как предполагалось, солнечное вещество превращается в солнечный ветер.

– Что будет после его прохождения через точку 6,2 млн км от поверхности Солнца, как планируют его создатели?

– Он попадет в такие потоки тепла, что просто сгорит.

– В России есть подобный проект?

– Наш «Интергелиозонд» – комплекс исследований Солнца с близкого расстояния разрабатывается уже 20 лет... Его планировалось запустить к Солнцу в 2015 году. Однако в связи с сокращением финансирования Федеральной космической программы старт был перенесён за 2025-й год.