Ученый Сергей Ипатов предложил свою версию роста Луны

на заре своего существования наш спутник был небольшим «зародышем»

На заре своего существования Луна была небольшим «зародышем», на порядки меньше своего нынешнего размера. Дальше она обрастала материей, которая выбрасывалась с Земли, пока не достигла современной массы в 1/80 от земной. Так считает доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории термодинамики и математического моделирования природных процессов Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН (ГЕОХИ) Сергей ИПАТОВ. Результаты его исследования были опубликованы на днях в журнале Solar System Research. Автор статьи согласился пояснить  читателям «МК», как возникла новая версия.

на  заре своего существования наш спутник  был небольшим «зародышем»

Существует три распространенных теории происхождения Луны. Первая говорит о том, что Луна образовалась в результате мега-импакта – удара планетой размером с Марс по Земле, в результате которого от Земли откололся значительный фрагмент, который и стал ее естественным спутником.

По другой версии (ее придерживался академик РАН Эрик Галимов), Земля и Луна образовались одновременно из одного разреженного сгущения, причем Луна – сразу образовалась  целиком.

Третья версия — мульти-импакта –  гласит, что Луна могла образовываться постепенно в результате выброса вещества Земли под воздействием не одного, а множества соударений с ней космических тел. Есть теоретические работы, в которых предполагается, что их было около 20.

Как сообщил Сергей Ипатов, у него имеется своя гипотеза: Луна образовалась вместе с Землей из разреженного сгущения (по Галимову), но не целиком, а в виде зародыша, и лишь позже разрослась до настоящих размеров в результате выброса в ее сторону земных метеоритов (по теории мульти-импакта).

– Сергей Иванович, каким же был «зародыш» Луны, по-вашему, сразу после его образования?

– Он мог весить на 1-2 порядка меньше, чем нынешняя полноценная Луна, составляющая 1/80 массы Земли. Диаметр Луны, который сейчас составляет 3,5 тысячи километра, также мог быть гораздо меньше, – от 700 до 1,7 тысячи  километров.

При этом она находилась гораздо ближе к Земле, чем сегодня, примерно на расстоянии 20 тысяч километров (сейчас расстояние от Земли до Луны составляет 380 тысяч км. — Авт.).

– В течение какого времени что-то могло  отлетать от Земли и наращивать Луну?

– Активная «бомбардировка» Земли (и соответственно – нашего маленького спутника) была около 700 миллионов лет после ее образования, во время которых «растущая» Луна постепенно удалялась от нашей планеты на свою современную орбиту. Сразу отлететь на то расстояние, где сейчас находится, Луна не могла. Кстати, она до сих пор продолжает удаляться от Земли по несколько сантиметров в год под воздействием приливных сил.