Суд не получил от РАО прямого ответа

Глава филармонии Алексей Шалашов: «Композиторы до сих пор не получили переведенных нами денег!»

В Мосгорсуде продолжаются слушания по иску Российского авторского общества к Московской филармонии о якобы недоплате композиторского вознаграждения: суть в том, что под охрану подпадают только авторы, со дня смерти которых прошло менее 70 лет (или они живы), предмет спора — сам принцип расчета авторских. РАО настаивает на том, что если в концерте охраняемый автор звучал с Моцартом и Бахом (а так обычно и бывает), то сумма должна рассчитываться с учетом всех исполненных опусов. «Но с какой стати нам платить РАО за Моцарта?» — резонно восклицают филармонисты. Новое заседание перенесено на 8 ноября.

Глава филармонии Алексей Шалашов: «Композиторы до сих пор не получили переведенных нами денег!»
Алексей Шалашов

У читателя резонно возникнет вопрос: а как надо считать по закону? Вот тут и заковыка. Дело в том, что по старому Постановлению Правительства 1994 года было принято брать авторские за весь концерт. Но однажды филармония, увидев, что какой-нибудь наш современник звучал лишь 5 минут в двухчасовом концерте, а платить надо за всё, решила положить этому конец. И рассчитала гонорары по-своему. Мало того: в этом году филармония уже выиграла суд, в котором норма прописанная в Постановлении 1994 года была признана недействительной. Было доказано, что она входит в противоречие с IV частью Гражданского кодекса, принятого в 2006-м, где черным по белому сказано, что платить надо только за охраняемые опусы.

Однако РАО продолжает упираться, ссылаясь на пролонгацию по умолчанию ранее подписанных (до принятия четвертой части ГК) договоров с авторами, опирающихся на стародавнюю норму. Через эти договоры РАО пытается создать прецедент, чтоб новая норма так и не заработала. И 16-го состоялось весьма эмоциональное заседание. Как нам сообщили юристы филармонии, судья задал представителям РАО вполне конкретный вопрос: так что, вы фактически берете вознаграждение с неохраняемых произведений? РАО всячески уворачивалось от прямого ответа, говоря, что надо исполнять Постановление. Судья повторял свой вопрос. И опять та же история... увертки, увертки.

«В суде, — комментируют нам юристы филармонии, — спор идет о конкретных четырех месяцах 2010 года, когда мы им заплатили только за охраняемые произведения. Недоплата, по их мнению, составила где-то около 2,6 млн. рублей. Мы предоставили в суд свои расчеты оплаты — это четыре увесистых тома (ведь концерты шли не только в залах Москвы, но и, например, в школах). Так вот вчера заседание завершилось на том, что суд обязал теперь и само РАО сделать свой расчет за каждое произведение. Это очень правильно».

Но выяснились и еще два неприятных для композиторов момента. Оказалось, что РАО временно приостановило выплаты авторам (как раз до выяснения принципа расчета):

— Мы выборочно взяли все свои перечисления за охраняемые произведения конкретным композиторам, — говорит глава филармонии Алексей Шалашов, — и начали этих композиторов обзванивать. Так вот, никто из них не получил ни копейки за исполненные опусы, причем, из давным-давно (год два как) перечисленных нами денег. РАО так и говорит — как считать мы не знаем, поэтому ничего не перечисляем. Еще они говорят так: мы хотим брать за неохраняемых, чтобы больше доставалось современным композиторам. Простите, так что, деньги, причитающиеся Моцарту, вы хотите выплатить ныне живущим людям?

— Композиторы любят жаловаться, что все эти выплаты — всё равно копейки...

— Филармония перечисляет совсем не копейки. Это не копейки, если автор регулярно исполняется, даже при том, что РАО берет свои 20% (или на сколько договоритесь). Существует методика, которую не захотела принять РАО, но сделал Союз концертных организаций России, по которой сумма гонорара рассчитывается в зависимости от длительности звучания опуса. Условно говоря, если неохраняемая симфония звучит 30 минут, а охраняемое произведение — 10 минут, то сумма рассчитывается как три четверти и одна четверть от ставки (причем, филармония не оспаривает ставки, которые были прописаны в Постановлении: 10% от сбора за крупную форму и 5% за малую).

Второй очень странный момент — это обязательная регистрация нового произведения на сайте РАО: «Вообще говоря по-хорошему, — комментирует юрист филармонии, — РАО обязано выплачивать авторские всем — и тем, кто состоит в этой организации, и тем, кто вообще не состоит. Они обязаны автора искать. А теперь получается, что сам автор должен разыскивать РАО. Если зарегистрируешься — получишь, а если нет — извини, пролетаешь. Понятно, что прописать все процедуры невозможно, но тут вопрос о добросовестности, коли уж ты монополист...». Надеемся, эти суды пойдут РАО на пользу, и композиторским отчислениям в скором времени будет дан зеленый свет.