Кончаловский отказался везти "почтальона Тряпицына" на "Оскар"

Его картина была одним из главных претендентов на золотую статуэтку

26.09.2014 в 15:18, просмотров: 29052

Андрей Кончаловский отзывает свой фильм "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" от рассмотрения Российским оскаровским комитетом. Режиссер уведомил об этом в письме его председателя Владимира Меньшова. По мнению Кончаловского, голливудское кино – отнюдь не стандарт качества, а идея Запада о своем культурном доминировании давно себя изжила.

Кончаловский отказался везти
фото: Наталия Губернаторова

Причин для отзыва картины две — личная и общественная. "В последние годы я достаточно резко критиковал голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей. В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда, мне кажется просто нелепым", — говорится в письме, которое цитирует РИА "Новости".

С другой стороны, по мнению Кончаловского, премия Оскар сегодня чрезвычайно переоценена определенной частью кинематографистов. "Она создает иллюзию мирового признания и является как бы свидетельством бесспорных качеств кинопроизведения, что естественно, не факт", – считает режиссер.

"Сама формулировка категории "лучший фильм на иностранном языке" — должна вызывать смех у кинохудожников мира, по существу является сегрегацией мирового кинематографа от англофонного мира (США, Англия, Австралия и Новая Зеландия), что, по-моему, является отжившей свой век идеей Запада о своем культурном доминировании".

По словам Кончаловского, в современном мире развитие мировой кинематографической культуры давно уже определяется не массовым успехом американского или псевдоамериканского кино, а художниками из Азии, Латинской Америки и России в том числе. Режиссер не исключает, что в будущем может быть создана мировая кинопремия, где в отдельную категорию будет выделен "фильм на английском языке".

"В связи с вышесказанным, прошу Вас исключить "Белые ночи" из списка обсуждаемых фильмов", — резюмирует Кончаловский.

Андрей Кончаловский - не единственный российский режиссёр, который не жалует Голливуд. Так, Станислав Говорухин призывал ограничить прокат голливудских фильмов в России, при этом увеличив долю европейского, корейского и иранского кино. "Я считаю, что хорошо было бы ограничить голливудское кино на российских экранах, но не за счет российского кино, мы выпускаем около 60 картин, а за счет кино, снятого в странах с богатой кинематографической культурой - Турции, Кореи, Ирана, Японии, европейского кино. А то мы смотрим только голливудское кино и крайне редко иранское кино", - цитировал ИТАР-ТАСС Говорухина.

В свою очередь, его коллега по киноцеху Юрий Кара пошёл ещё дальше, предложив запретить американское кино в российском прокате. "Я считаю, что на то время, пока существуют их санкции (США), нужно запретить все американские фильмы для показа в наших кинотеатрах, то же самое можно сделать и на телевидении. Или, во всяком случае, можно их предупредить, пригрозить", — заявил режиссер на заседании экспертного совета Общероссийского народного фронта в Москве. При этом он высказал предположение, что в случае введения такого запрета со стороны России "Голливуд надавит на Обаму, и он отменит санкции".

Российский оскаровский комитет планирует собраться 28 сентября и на закрытом собрании определить картину, которая будет представлять Россию на кинопремии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Об этом ИТАР-ТАСС сообщил глава комитета Владимир Меньшов.

Согласно прогнозам критиков, комитет будет, в первую очередь, выбирать из кинокартин, которые были отмечены на международных кинофестивалях. Прежде всего, это "Левиафан" Андрея Звягинцева, получивший на Каннском кинофестивале приз за лучшую сценарную работу. Он уже выходил в ограниченном прокате в России, так что, по правилам, сможет претендовать на "Оскар".

Вторым явным фаворитом были "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" Андрея Кончаловского, получившие главный режиссёрский приз "Серебряный лев" на Венецианском кинофестивале. Эта картина продолжает серию работ о русской деревне, начатую Кончаловским в 1967 году картиной "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" и продолженную в 1994 году фильмом "Курочка ряба".

Также среди потенциальных кандидатов - "Да и Да" Валерии Гай Германики, "Класс коррекции" Ивана Твардовского, "Еще один год" Оксаны Бычковой, "Дурак" Юрия Быкова, "Испытание" Александра Котта.