Масленица дала начало стриптизу на Руси

О «Комоедице» рассказывает художественный руководитель «Центра русской культуры и искусства» Владимир Девятов

Семь дней застольного изобилия и разудалого веселья. Именно такой представляется нам наступившая Масленица. В прадедовские времена у этого семидневного праздника существовали многочисленные и весьма своеобразные традиции. О них «МК» узнал от художественного руководителя «Центра русской культуры и искусства» народного артиста РФ Владимира Девятова.

О «Комоедице» рассказывает художественный руководитель «Центра русской культуры и искусства» Владимир Девятов

— Празднику, который мы называем Масленицей, — несколько тысяч лет. Это один из самых старых народных праздников. Он возник еще в дохристианскую эпоху и распространился не только на славянские страны, но и на Западную Европу, на восток России — в прибайкальские буддийские регионы... Конечно, внешние формы отмечания в разных местах были разными. Одна из них — карнавалы: итальянские, французские, немецкие...

В нашей стране исторически сложились иные каноны, по которым народ празднует Масленицу. Это череда разгульных дней накануне наступления Великого поста, сопровождающихся усиленным чревоугодничеством — поглощением огромного количества еды.

Владимир Девятов

Изначально Масленица никак не была связана с Великим постом. То, что в эти дни не ели мясо, объяснялось не христианскими правилами, а вполне бытовыми причинами: в старину в деревнях к этому времени мясо забитой по осени скотины уже заканчивалось, а молодняк еще не подрос. Поэтому угощались в праздничные дни молочными продуктами — сыром, творогом, сметаной... Отсюда и другие названия Масленицы: Сырная неделя, Белая неделя.

С годами выстроилась определенная последовательность «деяний» на масленичную неделю, которая и дала название каждому ее дню.

Понедельник — «Встреча». Полагалось делать из соломы чучело Масленицы, обряжать его в старую женскую одежду и ставить на видном месте.

Вторник — «Заигрыш». Начало массовых развлечений. Люди катались на лошадях, на санях с горок, парни и мужики устраивали кулачные бои... Нужно отметить, что все эти игрища имели вполне определенный смысл: с их помощью участники пытались спрогнозировать свое счастливое и успешное будущее. Скажем, кто дальше всех с горки скатится, у того в наступившем году будет самый большой урожай. Такая же логика и при оценке результатов сражения «стенка на стенку»: победившая сторона — самая сильная, и ее представителей ожидает изобилие. Именно на «Заигрыш» устраивали первые штурмы специально построенных снежных городков.

Среда — «Лакомка». В этот день стартовала знаменитая масленичная блинная эпопея. В старину блины ели со сметаной, с соленой рыбой...

Со следующего дня начиналась самая ударная, самая обжорная часть праздничной недели — так называемая Большая Масленица. Четверг — «Разгул», «Разгуляй». Пировать и веселиться начинали уже на широкую ногу. В дореволюционной России обеспечивали в административном порядке необходимые условия для этого. На многих предприятиях пятница и суббота Сырной недели объявлялись нерабочими днями. Даже в храмах делали для православного люда послабление ради веселого праздника: в четверг и в субботу служили более короткую литургию.

На Большую Масленицу пользовались популярностью ряженые. В деревнях порой ради потехи даже лошадей обряжали — натягивали им на задние ноги старые мужские порты.

Пятница — «Тещины вечера». В этот день принято было, чтобы теща приходила в гости к зятю и приносила с собой «инструменты» для приготовления блинов — сковороду, половник... А уж молодая хозяйка с их помощью пекла блины.

Тут следует оговориться: блины появились позднее; прежде в России гвоздем масленичного стола могли быть другие виды угощения — сырники, оладьи, ватрушки, розанчики... (А вот в Польше в эти дни предпочитали лакомиться пончиками.) Хотя, конечно, блин — самый красивый символ наступающей весны и благополучной жизни — символ Солнца. Наши предки считали, что если хозяйка выпекла блины, сквозь которые на просвет можно увидеть солнечное пятно, то у нее будущее сложится хорошо.

Суббота — «Золовкины посиделки». Полагалось по традиции ходить в гости друг к другу родственникам — сестрам, братьям...

Наконец, последний праздничный день — Прощеное воскресенье, «Целовальник». В канун наступления Великого поста люди избавлялись от грехов прошлого — просили друг у друга прощения, скрепляя этот акт поцелуем. Под вечер следовало расправиться, наконец, с чучелом Масленицы. Для этого существовало несколько способов. На севере соломенную фигуру чаще всего сжигали (а получившейся золой символически удобряли потом окрестные поля — ради пущего урожая!). В южных районах Масленицу хоронили — закапывали в землю (благо она в тех краях была не промерзшей и поддавалась лопате). Существовал третий вариант: соломенную фигуру растаскивали-раздергивали по клочкам.

И еще некоторые интересные факты о Масленице. Кое-где ее называли «Комоедица». Тут надо вспомнить одну знакомую всем поговорку, неразрывно связанную с этим праздником: «Первый блин комом». На самом деле звучит она по-другому: «Первый блин — комам». «Ком» — так в доисторические времена называли медведя. А от него, согласно некоторым языческим верованиям, пошел род человеческий. Так что поговорка расшифровывается вполне однозначно: первый блин нужно отдать медведям, предкам. Обряд такого своеобразного жертвоприношения в разных регионах России выполняли по-разному. Где-то несли блин на кладбищенскую могилу, где-то клали его в слуховое окно дома...

Существовали и другие ритуальные действия с использованием блинов. Женщины их, например, вплетали в косы или украшали ими головные уборы — кокошники, налобные коробочки...

Довелось обнаружить свидетельства о том, что масленичная неделя стала родоначальницей стриптиза на Руси. В Архангельской губернии, в деревнях и селах на реке Тавда существовала в древности традиция: местный воевода и его подружка раздевались догола и, выбежав на улицу, при всем честном народе хлестали себя вениками — как в парилке. Мог быть и другой вариант: попарившись в настоящей бане, тот же воевода выходил и демонстрировал срамные места. На самом деле это, конечно, никакой не стриптиз, не эксгибиционизм. Это демонстрация чистоты людской: чистыми мы родились, чистыми должны себя сохранять. Недаром же и первый день поста, наступающего после Масленицы, называли Чистым понедельником. К слову сказать, в этот день, когда уже вступают в силу строгие законы поста, разрешалось ополаскивать рот водкой, чтобы символически очистить его от съеденной вчера скоромной пищи.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26744 от 17 февраля 2015

Заголовок в газете: Белая неделя — «Комоедица»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру