Не усложняйте жизнь «Сатирикону»!

Анатолий Полянкин: «У нас было десять проверок Прокуратуры и Минкульта — все замечания устранены!»

Сколько обвинений в последнее время посыпалось на голову «Сатирикона», который из без того блуждает от одной съемной площадки до другой, ожидая завершения строительства нового здания: руководство упрекали и в конфликте интересов, и в какой-то финансовой нечистоплотности. Но почему бы не узнать из первых рук — как обстоят дела на сей момент? На наши вопросы отвечает директор «Сатирикона» Анатолий Полянкин.

Анатолий Полянкин: «У нас было десять проверок Прокуратуры и Минкульта — все замечания устранены!»
Директор «Сатирикона» Анатолий Полянкин. Фото предоставлено пресс-службой театра "Сатирикон"

— Вот сейчас все обсуждают ситуацию вокруг «Сатирикона»: итак, у вас лично и у Константина Райкина имеется конфликт интересов в ситуации со строительством нового здания или нет?

— Дело в том, что и худрук театра Константин Райкин и я, как директор, действительно входим в число учредителей компании-инвестора по реконструкции и строительству нового здания театра. А также тех компаний, что получали в разное время заказы театра. Но надо помнить, что по законодательству РФ (а это, извините, ФЗ «О некоммерческих организациях», «О противодействии коррупции») сделки с аффилированными структурами или сделки с заинтересованностью сами по себе НЕ ЗАПРЕЩЕНЫ. Надо лишь уведомить о них соответствующие госорганы. Более того: все отношения с партнерами и подрядчиками театра абсолютно прозрачны, соответствуют требованиям законодательства, прошли все согласования, включая Минкульт; участие руководителей театра в сделках с заинтересованностью было известно Министерству давно, и — вот странно — до октября 2016 года не вызывало никаких возражений. Еще раз подчеркну: все процедуры по согласованию мы исполнили полностью и в срок. Подтверждают это все необходимые документы по результатам многочисленных проверок и ревизий от прокуратуры и иных ведомств.

— А что за проверки-то были? Кто именно проверял? Потому что в СМИ звучит разная информация об этих проверках, непонятно, то ли две их было, то ли шесть и кто вообще проверяющие?

— Тут всё четко. С октября 2016 года Прокуратурой РФ было проведено несколько проверок. Причем, последние две прошли в октябре 2017-го. По всем их результатам нам было предъявлено прокуратурой только ОДНО требование, и то через несколько дней оно было отозвано. И даже, несмотря на отзыв, мы все оформили и доложили об этом и в прокуратуру, и в Минкульт. Это первое.

Второе. Самим Министерством были проведены пять собственных проверок. Также, с октября 2016 по октябрь 2017 года нам было предъявлено около 20 претензий к проведению нами закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Но что интересно: после всех их тщательных проверок с участием Федеральной антимонопольной службы РФ нарушения подтвердились лишь в двух случаях из всех. И оба нарушения устранены.

Наконец, по итогам комплексной проверки Министерства культуры финансово-хозяйственной деятельности театра за 2013-2016 годы нами был подготовлен План по исправлению замечаний: в нем мы расписали все сроки исправлений. По пунктам, относящимся к 2017 году, этот план выполнен, и мы получили премию за выполнение госзадания за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2017 года.

Так что все обвинения руководителей «Сатирикона» в коррупции, конфликте интересов, неэффективном использовании бюджетных средств абсолютно не обоснованы и не получили подтверждений.

— Хорошо, а какова вообще роль государства в реконструкции и строительстве нового здания театра?

— Это долгая история. Вкратце дело обстоит так.

Поначалу (то есть с 1997—2005 гг.) строительство и реконструкция велись на бюджетные деньги в в рамках федеральной целевой программы. Увы, финансирование было неудовлетворительным, а к 2005-му оно полностью прекратилось.

Решением из безвыходной ситуации стал перевод строительства в формат инвестиционного проекта (по примеру сегодняшнего частно-государственного партнерства). То есть в качестве инвестора было создано новое юрлицо, а именно ООО «Арт-Инвест». И данный подход был принят в 2005 году на основании заключения Экспертного управления Администрации Президента РФ, причем, при активной поддержке Владимира Путина и Дмитрия Медведева. В число учредителей «Арт-Инвест» вошли художественный руководитель Константин Райкин и, соответственно, я — директор театра. Зачем? Именно в целях защиты интересов театра, а также для привлечения необходимых средств от соинвесторов.

— И все процедуры по конфликту интересов были соблюдены?

— Конечно! Инвест-контракт заключили 21 апреля 2006 года, а потом подготовили и заключили еще три доп соглашения. Первые два из них прошли все согласования с госструктурами. Единственное исключение — это доп соглашение № 3 от 20 октября 2016 г., которое не было согласовано Минкультом. Оно предусматривает увеличение сметы и сроков строительства в связи со ставшим известным только в августе 2016-го существенным обстоятельством, а именно попаданием участка строительства в техническую зону организации третьего пересадочного контура в районе станции «Марьина Роща». Формальным основанием для отказа стала чисто техническая ошибка в графиках проведения работ.

— Так что же будет в скором времени на месте старого Сатирикона?

— Важно то, что «Сатирикон» имеет долгую и славную историю, театр пережил и до сих пор переживает сложные времена, но сохранил свое самобытное лицо и узнаваемый, уникальный стиль. А будет — современный многофункциональный театральный центр, отвечающий духу времени, с соответствующей «начинкой»: это и реставрация большого театрального зала, и строительство экспериментального высокотехнологичного театрального зала, и нового малого зала - трансформера, и приспособленные помещения для хранения декораций, и, наконец-то, настоящие театральные помещения для достойного пребывания нашего зрителя...

— А в торговом центре «Райкин-Плаза» у вас какой интерес?

— Господи, да абсолютно никакого! Мы (ни я, ни Константин Аркадьевич) не являемся ни владельцами, ни акционерами, не получаем никаких дивидендов, а носит этот торговый центр имя Райкина потому, что это (использование имени Райкина) было частью договора с частным инвестором, и  частью этого договора было  строительство  Высшей школы сценических искусств, которая сейчас успешно работает.

— Но государство все же вас поддерживает субсидиями, не так ли?

— Конечно. Театр «Сатирикон» является государственным федеральным театром и финансируется из федерального бюджета. С 2015 года мы работаем в арендуемых помещениях в связи с реконструкцией нашего дома. Получали и получаем субсидии по линии Минкульта. Но. При этом мы делаем всё возможное для получения дохода помимо субсидий в рамках арендной модели. Но не за счет повышения  цен на билеты. Это театр считает неприемлемым (несмотря на настойчивые указания Минкульта). Несправедливо по отношению к зрителям, да и непродуктивно в нашем положении с  организационно-экономической точки зрения. Для финансовой поддержки творческого коллектива мы впервые обратились за грантом: так, «Сатирикон» стал получателем своего первого Президентского гранта. Мы очень признательны всем за поддержку!

— Так вот в последнее время из уст чиновников Минкульта звучат некие обвинения в «неэффективности театра», а конкретнее — в низкой посещаемости, недостаточной доходности. Понятно, что театр переживает не лучшие времена. Насколько это обосновано? Нужно ли поклонникам «Сатирикона» переживать?

— Не нужно! Посещаемость от месяца к месяцу растет! И это при том, что «Сатирикон» уже третий сезон работает на арендуемых площадках, раскручивать которые приходится заново. Вы представляете, что это такое?

Основная арендуемая сцена  — это ММЦ «Планета КВН», также спектакли идут в Театриуме на Серпуховке и с нового сезона во Дворце культуры МАИ. Конечно, для всего коллектива такой режим крайне сложный. Но мы прилагаем усилия, чтобы повысить посещаемость своих спектаклей и, следовательно, доходность. Но проблемой для нас всегда будет количество спектаклей.

В первые полтора года этого трудного периода средняя посещаемость на один спектакль росла медленно — от 52 % до 68 %. В третьем и четвертом кварталах 2016-го года нам удалось довести цифру до 72-75 %. За первый квартал 2017 года — уже 84 %.

В целом, уже на 1 ноября 2017-го театр выполнил и перевыполнил госзадание по всем основным показателям. Да, в динамике любого зрительского спроса, естественно, бывают и взлеты, и падения, но можно констатировать главное — даже в сложные времена поклонники театра остаются ему преданы, а зритель — это самое главное достояние  «Сатирикона».

Так что мы сохраняем уверенность, что все нынешние трудности будут преодолены, и уже через два года (по срокам — это вторая половина 2019-го) коллектив, наконец, обретет свой постоянный дом.

Александр Нилов

   

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру