Спецоперация «8 марта»: байки из архивов КГБ

«Почему у вас замполит по сцене, как козел, скачет?»

Каких только подарков не изобретают мужчины для женщин к 8 марта! Однако один из наших читателей – ветеран служб госбезопасности Дмитрий Ковалёв, приготовил «эксклюзивный» презент. Он поделился несколькими весьма необычными «восьмимартовскими» историями, случившимися во времена его службы в «органах». Мы с удовольствием публикуем их накануне праздника, тем более, что в некоторых эпизодах фигурируют наша газета и ее сотрудницы.

«Почему у вас замполит по сцене, как козел, скачет?»
Фото из архива Дмитрия Ковалёва

тестовый баннер под заглавное изображение

Отгремел очередной женский день. Пришла пора «собирать камни». Оказалось, что на сей раз больше всех отличились наши ребята в одной африканской стране. Тамошний президент – продвинутый господин, – тоже решил ввести у себя Международный женский день 8 марта. Распорядился подготовить и развесить соответствующие праздничные плакаты, назначил демонстрацию, прохождение делегаций, вручение цветов...

А наши мужики, желая угодить главе государства, возьми и выпиши на это мероприятие пяток девушек, работавших в Доме моделей ГУМа. Эти барышни с подиума как раз находились в африканских краях, – отдыхали, загорали, готовились к какому-то очередному конкурсу красоты.

Все было бы замечательно, но когда президент увидел наших русских дивчин... Да еще в мини-бикини... В общем, «первое лицо государства» реально упало в обморок! Прямо на президентской трибуне. (Даже официальное сообщение в прессе было на сей счет. Но без упоминания русских девочек, конечно.)

Посол потом вызвал наших ребят – виновников инцидента, и таких замечаний им выдал!!

А все потому, что у господина президента оказалось «больное сердце»... Особенно на русских девочек-красавиц из ГУМа!

Пикник для орангутанга

Следующий случай из далекого уже прошлого тоже связан с заграницей – с одной из стран Юго-восточной Азии, где мне довелось в середине 1970-х работать при советском дипломатическом представительстве.

Партком (он же по совместительству – местком) нашего посольства решил организовать коллективный выезд сотрудников с семьями на шашлыки по случаю Международного женского дня 8 марта. Собрались на природу всем коллективом. Мужчины готовили мясо, рыбу, запасали напитки. Женщины занимались фруктами-овощами-сладостями.

Детям поручено было подготовить патриотические выступления: театрализованную постановку (про Брежнева) и декламацию стихов (про Ленина). Жена посла, будучи председателем женсовета, взяла на себя руководство пикником; она отвечала за культурную программу и учила фотографа, как и что снимать. – Чтобы никаких вольностей, типа мини-бикини на дамах, в кадр не попало! Ведь это же официальное мероприятие посольства, отчет о нем нужно будет потом в Москву отправить.

Наступил праздничный день. Выехали на нескольких машинах в окрестности тамошней столицы, выбрали полянку на краю джунглей, вытащили из багажников весь свой скарб и припасы... Мужики пошли за дровами. Ну и, конечно, кое еще за чем… (Но об этом потом.) В это время женщины озаботились приведением себя в выигрышный вид, дети затеяли игру в разбойников... В общем, идиллия полная!

Вдруг из джунглей появляется это чудо. Здоровенный самец-орангутанг. 150 сантиметров роста, игривый хохолок на голове, широченная улыбка.

Незваный визитер осмотрел поляну. Бросил взгляд (впрочем, вполне миролюбивый) на сбившихся в кучку обескураженных женщин и детишек. Потом направился к нашей поклаже, сложенной в кучу. Сел на попу и стал исследовать содержимое сумок. Сначала достал огромную кастрюлю с шашлыком. Лапой-рукой вытащил горсть мяса, понюхал, лизнул. Не понравилось! Отбросил в сторону всю кастрюлю.

Дамы стали звать на помощь. Услышав крики жен, мужчины недовольно вышли из кустов, что-то зажевывая огурцом. (Но об этом потом.) Если сказать, что они были изумлены, значит ничего не сказать. Желающих вступить в противоборство с нахальным гигантом из джунглей как-то не нашлось.

Орангутанг продолжил дегустацию. Достал пакет с конфетами и стал разворачивать фантики. Шоколадные конфеты «Мишка» пришлись ему не по вкусу и были отброшены прочь вслед за кусками шашлыка. При виде этого варварства женщины вознегодовали: «Дефицит из посольского буфета! Угощение детям!»

Дальше – хуже. В секретном пакете на самом дне большой сумки обезьяна обнаружили припасенную мужиками бутылку «Столичной». Орангутанг развернул пакет, достал непонятный стеклянный предмет. Тут у мужской части коллектива дружно вырвался сдавленный крик: «Гад! Водяру не трогай!!»

Гад еще раз обнюхал бутылку и тоже отбросил в сторону. К счастью, она не разбилась. Но воспрявшие представители сильной половины человечества тут же натолкнулись на суровый взгляд жены посла. Она приравнивала распитие спиртных напитков во время важных общественно-политических и культурных мероприятий, проводившихся посольством СССР, к измене родине. «С вами мы потом разберемся. В посольстве», – бросила дама в сторону кучки мужчин, которые резко прекратили что-то закусывать огурцом…

Ни один из мужиков даже и не попытался прогнать «дитя природы». Пойди попробуй – у него же размах лап два метра.

Тем временем обезьянья трапеза подошла к концу. Зверь перепробовал все бананы, понадкусывал все помидоры, огурцы, манго и мангустины. Разломил ананасы и папайю. Отдохнул чуть-чуть, встал и удалился в джунгли.

В этой трагикомичной ситуации первой нашлась супруга посла::

«Всё! Все домой! Срочно!» – раздался ее властный приказ. Коллективное мероприятие было закрыто, практически не начавшись.

На следующее утро всех виновных мужчин вызвали на ковер к послу СССР. Он был краток: «Вам, – молодые люди, будущие дипломаты! – надо уделять больше внимания своему внешнему виду! Особенно при проведении важных протокольных мероприятий».

Что товарищ посол имел в виду – великая тайна есть. На то он и дипломат. А вот месть супруги посла оказалась, как сейчас модно говорить, асимметричной. Ее «указом» женщинам посольства было строжайше запрещено выписывать антисоветские западные лифчики и трусики по диппочте.

Замполит в кокошнике

Эта история услышана от коллеги, с которым мы пересекались во время службы в Забайкалье. Он был непосредственным свидетелем этого забавного эпизода, случившегося в конце 1970-х.

В один из забайкальских гарнизонов пришел новый начальник в чине полковника. С подачи полковника решили отметить Женский день на самом высоком уровне. Новый командир очень хотел занять первое место по округу на конкурсе за лучшее общественно-политическое мероприятие, посвященное Международному женскому дню 8 марта.

По линии начфина части нашли деньги на подарки представительницам прекрасного пола. Замполит разработал план праздничных мероприятий.

Готовились больше месяца. Торжественный доклад, хор девушек – секретчиц-радисток, служивших в части, декламация стихов о Ленине и Василии Тёркине в исполнении самодеятельных чтецов, – все было учтено при составлении программы торжественного вечера, но не хватало какой-то изюминки.

Кому-то пришла мысль: подготовить номер а-ля ансамбль «Березка». Переодеть нескольких солдат в женское платье и удивить их выступлением на сцене проверяющего из округа, который будет присутствовать в зале.

Однако возникли чисто технические сложности. Нужных женских костюмов у каптенармуса не нашлось. Кое-как смогли своими силами сшить один такой сценический туалет. Даже кокошник с косой соорудили из подсобных материалов. (Причем образ срисовывали по фотографии ведущей солистки ансамбля «Березка» – легендарной Миры Кольцовой, опубликованной в журнале «Огонек».)

Гвоздь программы держался в глубокой тайне. Даже репетировали по ночам. Но все-таки про сюрприз прознал сотрудник Особого отдела части. Он выяснил, что на роль «Березки» подобран военнослужащий N.

Концерт в разгаре. Вот-вот должно начаться ключевое выступление. И тут военный контрразведчик продемонстрировал высшую бдительность: официально обратился к начальнику гарнизона и в решительной форме заявил, что рядового N никак нельзя допускать к участию в столь важном праздничном мероприятии.

– Почему? – искренне удивился полковник.

– По нашим оперативным данным, N на гражданке слушал западные радиостанции, – понизив голос доложил офицер Особого отдела.

Последовала немая сцена.

Однако, надо было срочно спасать концерт. Выход нашел замполит. Он буквально содрал с рядового N сарафан «Березки», напялил его на себя, надел на голову кокошник с косой. Вслед за тем со словами: «Эх, ...муха!» выскочил на сцену и в таком наряде исполнил почему-то лихую «Лезгинку».

Наутро начальнику гарнизона позвонили «сверху» и мягко поинтересовались, как прошли праздничные мероприятия.

Полковник доложил по форме, что все проведено в соответствии с утвержденным планом на… высоком идейно-политическом уровне.

– Да, – подтвердил руководящий голос из округа. – Уровень вы действительно обеспечили что надо! Вот только скажите, с какого … у вас замполит по сцене в женском платье скакал, как горный козел?

«МК» – образец для ФСБ

Еще один случай, произошедший уже в постсоветское время, имеет к Женскому дню лишь косвенное отношение, хотя именно приближение 8 марта спровоцировало эту историю. Ну а кроме того, одним из главных ее персонажей оказалась – пусть и заочно, – ведущая журналистка «МК».

В бытность руководителем одной из служб Информационно-аналитического управления ФСБ России я как-то раз докладывал генералу срочный документ.

Бумагу эту готовили мои подчиненные в авральном порядке. Я толком посмотреть ее не успел, понадеялся на своих ребят. Так и отнес в кабинет начальства

Сижу. Генерал читает...

– М-м-д-а-а… Ты сам-то этот документ читал?

– Конечно, читал, товарищ генерал!

– Так, вот... Знаешь, на что это похоже? На глухого и слепого в пустыне! Ты что? Не понимаешь, что документ идет на самый верх?! В Кремль!! Писать не умеешь?

Тут генеральский взгляд упал на лежащий на столе свежий номер «Московского комсомольца», который специально доставлялся ему фельдъегерской службой каждое утро: «Вот смотри, как Юля Калинина пишет! Бери пример. Иди и учись!»

Я был готов не идти, а бежать от стыда. Но оказалось, что править документ мне уже не требовалось. Генерал показал оборот листа, где он своей рукой переписал весь текст заново. «Иди к секретарше. Она уже перепечатала. Возьми свой выправленный экземпляр и отправляй…»

Было именно так, я еще застал таких генералов. С того дня стараюсь писать, чтобы не было, как «в пустыне». А по стилю – как Юлия Калинина. Ей и всем журналисткам «МК» – мой респект, поздравления с Весной и наилучшие пожелания!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру