Мама пятерни рассказала, как справляется с малышами

«Первый год был как в тумане, настолько было тяжело»

Рождение пятерняшек — это редчайшее событие. Вероятность забеременеть пятерней поражает воображение: 1 на 55 млн беременностей.

Нам удалось разыскать такую необыкновенную семью — это Анастасия и Александр Меркуловы из маленького городка Партизанска Приморского края. У них как в мультике — «четыре сыночка и лапочка-дочка». Когда в семье много детей, но они появляются на свет по очереди, то старшие обычно помогают с младшими, но вот когда одновременно рождаются пятеро...

Как Насте и Саше удалось пережить самый трудный первый год, как удается уследить за всеми сразу малышами, которые разбегаются по всей квартире и всему двору, рассказала сама мама-героиня. И мы поняли: это безумно трудно, но в то же время награда — невероятное пятикратное счастье!

«Первый год был как в тумане, настолько было тяжело»

«Мы очень долго шли к нашим малышам...»

Насколько маме непросто с пятерняшками, которым сейчас 2,3 годика, становится ясно с первой минуты нашего общения: первая попытка поговорить по телефону накрывается медным тазом, в трубку слышны детские возгласы, и понятно, что маму дергают за все концы ее одежды сразу пятеро малышей. Приходится беседовать короткими «перебежками» в течение нескольких дней.

Насте 35 лет, Александру — 33, оба работают в крупной российской компании: Саша — инженером-технологом, Анастасия — оператором пункта экологического контроля. Там и познакомились. Пара вместе уже 8 лет, и долгое время с детьми у них не получалось, и это омрачало их счастливый брак. У Насти было несколько замерших беременностей, и молодые люди ужасно переживали, что детей уже никогда не будет... А потом свершилось чудо.

— Мы очень долго ждали наших малышей, мы долго к ним шли, и когда я однажды увидела две полоски на тесте, это было невероятно, мы так обрадовались! — рассказывает героическая мама. — До 14 недель УЗИ показывало тройняшек, а в 16 недель нам сказали, что будет четыре мальчика. Весть о тройняшках нас удивила, но мы все равно были рады. А потом нас ошарашивают новостью — нет, не трое, у вас будет четверо мальчишек! Что и говорить, я была немножко в шоке, что все мальчики и ни одной девочки. Еще на следующем УЗИ доктора меня очень обрадовали: разглядев получше, они определили, что у меня все-таки три мальчика и девочка. Я два дня рыдала от счастья! Я благодарила Бога за детишек, мы с Сашей каждый вечер молились. И кстати, беременность и началась с нашего похода в церковь Святой Матроны. У нас была глубокая вера в то, что я обязательно выношу всех наших малышей, все будет отлично!

У Насти в каждом поколении двойни и близнецы, ее родные сестренки — двойняшки, и, скорее всего, это и сыграло свою роль.

Всю эту невероятную беременность маме пришлось провести в клинике, с первого месяца и до самых родов. Но Анастасия мужественно терпела, ведь так велико было их желание стать родителями после стольких лет переживаний...

Тогда они еще не знали, что судьба приготовила им сюрприз: малышей родится не четверо, а пятеро!

«Пятого кроху УЗИ не показывало: он прятался за братиками и сестренкой»

Вынашивание такого количество детей, роды и послеродовое восстановление мамочки — это, конечно, отдельная песня. Но хоть беременность протекала и тяжело, детишки сосуществовали в мамином животе вполне мирно. И поэтому, хоть они родились крошечными — мама могла их носить только до 32 недель, — малыши оказались полностью здоровыми.

— За полторы недели до родов я практически уже ничего не ела: места для желудка не было, все заняли дети, — делится воспоминаниями Анастасия. — А мне надо было доходить до оговоренного с врачами срока — до 33 недель, больше нельзя было. Рожала я очень тяжело. Наши малыши родились маленькие, общим весом 7 кг 660 г. Конечно, мы испытали потрясение от того, что ждали четверых, а тут пять! Врачи не разглядели на УЗИ пятого, который прятался за своими братиками и сестренкой. Но потом, когда я на второй день пошла к ним в реанимацию, то меня охватило такое космическое счастье! Да, пятеро, но они такие клевые!

Дочку назвали Раечкой, а мальчишек — Максим, Матвей, Савелий и Игнат.

Настя признается, что в первый год было невероятно трудно. Хорошо еще, что им помогала ее подруга Лена. Ну и бабушки-дедушки, конечно, без них бы не справились. Первый месяц Александр находился рядом с семьей, потом пошел на работу.

— Скажу честно, для меня этот год был как в тумане, я плохо помню, что тогда происходило, — признается мама. — Я сейчас смотрю видео, фотографии и не помню этого. Я только помню, что было очень тяжело, и я твердила себе «надо, надо, вставай, иди». Плюс у меня было грудное вскармливание до 3,5 месяца, и тоже было невероятно тяжело, в сутки я спала по 4 часа максимум. Это было бесконечное сцеживание. Молока на всех не хватало, и надо было чередовать. Надо было записывать, кому с утра дала молоко, а кому смесь, кому после обеда молоко, а кому смесь... Получается, на двоих-троих детей молока хватало, а двое получали смесь. И в таком ритме я жила до 3,5 месяца. Потом я поняла, что надо бросать это. Завязала с грудным вскармливанием, и стало полегче.

У Насти на каждого ребенка была таблица, в которую она записывала прием лекарств, кормление, кто пописал, кто покакал...

Когда было ночное кормление, они с мужем стояли с бутылочками над кроватками и порой так и засыпали...

— Мы еле вставали. Но надо было кормить. Но, знаете, дети как будто бы почувствовали, что все, мы уже на пределе человеческих сил. И с 7 до 8 месяцев они отказались от ночного кормления! Сначала Раиса отказалась, потом пацаны ее поддержали. И мы за две ночи ушли от ночного кормления. Мы тогда, конечно, обалдели, потому что понимали, что все, с ночными подъемами закончено!

И хотя малыши родились здоровыми, они были недоношенными, а в этом случае младенцам требуется реабилитация.

— Каждый день нам нужно было делать детям зарядку, по три раза в день. Каждому ребенку. Ручки-ножки, все-все мяли. Так как я была одна до полугода с детьми, все это делала сама. Саша, конечно, помогал, когда приезжал с работы: он делал с ними уже упражнения посерьезней — на фитболе, на качелях, перевороты...

Каждый месяц они забивали свою машину до крыши пожитками малышей, коих выходило немало на пятерых, и ехали с ними в перинатальный центр, показаться врачам. Их рук было маловато, поэтому брали с собой подругу Лену. Выручало, что им делали послабление — разрешали в помещение заходить с колясками.

А два раза они с детишками были в реабилитационном центре, жили прямо там.

— Там было так здорово! — с улыбкой вспоминает мама. — И детям, и нам. Оказывается, недоношенные дети до года могут ездить в реабилитационные центры практически каждые два месяца! Но об этом все молчат, не всех детей берут, к сожалению, мест мало. Но нас взяли, потому что мы пятерняшки. Выделили нам две комнаты, мы там все обустроили как дома. Коврики расстелили, потому что дети маленькие были, ползали. Массаж на одного ребенка по деньгам бы нам выходил 10 тыс. руб., а курсов надо минимум 3–4 за год. Это были бы безумные деньги! Поэтому мы с радостью ухватились за возможность поехать в реабилитационный центр.

Когда перешли на стадию ползания, хлопот маме прибавилось. Родители старались максимально обезопасить дом, все огородить... Саша сам соорудил во дворе огромный капитальный манеж под крышей, там дети и в бассейне купались, это была их зона. А потом они начали ходить...

— Спасло то, что Саша взял декретный отпуск с 6 месяцев и был с нами до полутора лет. Но все равно рук не хватало, и падали они, и носы разбивали. Но я всегда повторяю, что дети все чувствуют. И они после каждого падения делали выводы. Они все схватывали на лету. Научились аккуратно слезать-залезать на диван и т.д.

А еще Настя ужасно переживала, что ее живот после рождения пятерняшек выглядел ужасающе. «У меня после двойни живот страшно растянулся, а что же тогда у вас, представляю...» — шли обсуждения мам под ее постами на эту тему в соцсети. И молодая мама находила в себе силы и время делать специальные упражнения каждый день!

«Папа у нас — дай бог всем такого папу!»

Конечно, без папы они никуда. Настя говорит, что благодарна судьбе за такого прекрасного мужа.

— Он делает все! Он как вторая мама, только я вечно уставшая, загнанная, а папа на работу ходит, поэтому он повеселее, пободрее, — улыбается наша героиня. — Я вам даже больше скажу, сейчас у них такой возраст, что им нужен только папа. Когда Саша приходит вечером с работы, они требуют, чтобы все делал папа. И купал их, и книжки читал. Мама им не нужна. Мама в этот момент делает ремонт наверху. Так что папа у нас — дай бог всем такого!

— Каково это — быть родителями пятерняшек?

— У нас других вариантов нет, сравнивать не с чем... Конечно, тяжело. Финансово сложно и элементарно не хватает рук. Сейчас становится чуть легче, потому что малыши подросли и уже многое могут делать сами. Но до года, честно сказать, я думала, что у нас поедет крыша... Но могу сказать, что Господь нас не оставляет. Потому что несмотря на все сложности, мы вместе, между нами с Сашей те же теплые, нежные чувства. Мы все так же друг друга любим, ничего не изменилось, только теперь на нас легло больше ответственности в виде наших малышей. И, кажется, мы еще больше стали друг друга любить.

— Вы всех пятерых любите одинаково?

— Мы безумно любим наших малышей, но Раечку немножко больше выделяем, в ней столько нежности, тепла! Сыновей мы очень любим, но дочурка — это другое. Иногда мальчишки доведут до белого каления, посмотришь на Раечку — и от души отлегло.

— А когда дети болеют все вместе... Это же невозможно себе представить!

— Последний раз у нас был ротавирус, дети болели по цепочке полторы недели, я думала, что сойду с ума! Я постоянно рыдала, хотя понимала, что это только мешает, и даже похудела на 6 кг за этот период. Все их простуды подрывают и мое здоровье... Так что о том, чтобы вести их в три годика в садик, и речи быть не может, ведь там все пятеро будут болеть непрерывно. Год еще с ними я точно дома посижу. Но на работу рано или поздно мне выходить все равно надо, Саша один всю семью не потянет, нам денег не будет хватать однозначно.

«Пашем как лошади»

У Насти и Александра есть свой дом, небольшой участок, где они сажают овощи, и сад. Когда родились дети, плюс ко всем трудностям они добавили себе еще ремонта: стали расширять дом, затеяли масштабную стройку, которую умудрились сделать как раз в самый первый адски трудный для них год! «Мы пашем с Сашей как лошади, приучаем детей к труду, закатываем банки на зиму, строим, мастерим, в общем, просто живем и наслаждаемся жизнью. Знаете, сейчас такой возраст у них классный, мы каждый вечер с Сашей смеемся, просто закатываемся, наблюдая за ними», — улыбается Настя.

— Какую помощь вы видите от государства? — спрашиваю маму.

— От государства нам дали сертификат на улучшение жилищных условий, а так мы получаем пособия, как и все многодетные семьи, лишних дотации и послаблений никаких для нас нет. Няня нам тоже не положена. Машину государство нам не дарило — это для знатоков, которые периодически мне доказывают обратное. Наше предприятие помогло при рождении детей, именно на эти деньги мы сделали наш мансардный этаж, где планируются детская комната и наша спальня.

Как проходит сегодня день большого семейства?

— Встаем в 7.30–8.00. Первыми всегда встают близнецы, Матвей или Игнат. Сейчас они стали хотя бы попозже вставать, а раньше стабильно в 6 утра! Максим, Савелий и Раиса могут спать, как мне кажется, до обеда, — с улыбкой рассказывает наша героиня. — Мы встаем, чистим зубы, кушаем кашку. Потом гуляем до половины двенадцатого. Сначала мы играем, когда успеваем — «развивашки», а иногда они играют сами, друг с другом. Обязательно полчаса мультики, потому что они уже требуют их. Потом идем гулять. Если погода позволяет, гуляем каждый день. От 30 минут до 1,5 часа. Приходим с прогулки, моем руки, кушаем супчик, на горшки и «в люльку». С 12 до 15 сонный час. За это время я сама ем, мою посуду, успеваю приготовить ужин. В три часа просыпаются — полдник, потом снова гуляем. Летом дольше, конечно. Отбой у нас ближе к 10 вечера.

Когда малышовая команда спит, Настя успевает вести блог в Instagram о себе и детях. Излишне говорить, какой популярностью пользуется уникальная мамочка у других родителей. «Для меня это такая социализация, я же никуда не хожу. Плюс люди помогают, делятся советами», — говорит она.

— Сейчас я собираюсь на два дня в Китай съездить, отдохнуть (Китай от Приморского края недалеко. — Авт.), муж меня туда выгоняет. Поеду вместе с сестрой...

...А теперь, прежде чем стонать, как сильно вы устали от забот о своем единственном дитятке, вспомните этих героических родителей пятерняшек! И не плачьте, что трудно. Просто берите с Насти и Саши пример, и будет вам в жизни счастье.

* * *

Надежда Ушакова из клуба «Двойное счастье», в котором состоят родители двойняшек, тройняшек и четверняшек, рассказала «МК»:

«Пятерняшки рождаются крайне редко — лишь в одном случае из 55 000 000 беременностей. А вот разнояйцовые близнецы, для сравнения, рождаются намного чаще: на каждые 80–90 родов приходится одна двойня. Каждый год во всем мире регистрируется всего около 150 случаев появления на свет пятерняшек и около 95 случаев рождения шестерняшек».

Комментарий генерального директора ассоциации «Народонаселение и развитие», врача акушера-гинеколога Любови Ерофеевой:

— Рождение пятерни — чрезвычайно редкая ситуация для естественного зачатия, чаще такое возможно при искусственном оплодотворении. В любом случае это колоссальная нагрузка для женского организма. Поэтому при столь многоплодных беременностях женщине предлагают не пускать ситуацию на самотек и не рисковать жизнью и здоровьем, своим и младенцев. Плодам пятерни врачи не дают вырастать больше 1200–1400 г, при таком весе их можно уже эффективно выхаживать в кювезах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28134 от 25 ноября 2019

Заголовок в газете: «Их пятеро, но они такие клевые!»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру