Джип-ледокол, печь-электростанция и свисток-дальномер

Какими чудесами техники «потчевала» газета наших дедушек

12.12.2019 в 20:05, просмотров: 7229

Старые номера столичной молодежной газеты спрятали на своих полосах немало сюрпризов. Искреннее удивление вызывают некоторые из заметок и статей, рассказывающих о различных изобретениях и новинках техники. Это же настоящие рукотворные чудеса!

Джип-ледокол, печь-электростанция и свисток-дальномер
Электрический трактор.

«Юношеская правда», 15 марта 1923 г.:

«КРАШЕНЫЙ ЛЕС. Из Германии получено известие о покраске больших участков леса на корню. Дело в том, что обыкновенно до сего времени всякие изделия из дерева (мебель, рамки, фигурки, игрушки и т.д.) приготовлялись сначала из простого обыкновенного дерева, а потом уже красились в нужную краску. Теперь же немцы придумали делать все как раз наоборот, то есть красить сначала еще растущее дерево, а уже потом приготовят из него всякие вещи.

Покраска эта производится следующим образом. К дереву привешивается сосуд с краской, которая по резиновым тонким трубкам при помощи электрического тока (очевидно, имеется в виду насос, работающий от электричества. — Ред.) попадает в сделанные в корнях отверстия, а затем уже распространяется по всему дереву, окрашивая его ствол и листья.

Время, необходимое для окраски дерева средней величины, — приблизительно 3–4 недели, после чего оно обыкновенно засыхает. А потом разрубается и идет уже на приготовление различных изделий. Немцы производят окраску большими участками, превращая прежде зеленый лес в фантастические растения с красными или синими листьями».

В номере «Молодого ленинца» за 25 сентября 1925 года помещена заметка, рассказывающая о новом приспособлении для любителей покататься на велосипеде, которое начали выпускать в Америке. Это электрическая турбинка, работающая от дыхания велосипедиста: вдыхаемый и выдыхаемый человеком воздух крутит через крыльчатку миниатюрную динамо-машину, и от вырабатываемого ею электричества загорается маленький фонарик. Вся конструкция выполнена в виде небольшой трубочки, которую нужно при езде держать во рту.

А вот описание суперпроекта советских инженеров и конструкторов, которому в итоге так и не суждено было воплотиться в жизнь.

«Московский комсомолец», 5 марта 1940 г.:

«...Арена Большого зала Дворца Советов будет обладать такими постановочными возможностями, каких не имеет ни одна сцена в мире. Под ареной, в огромном круглом трюме диаметром 82 м и высотой 10 м прячется кольцевой конвейер. На нем размещаются 8 площадок диаметром 20 м каждая. Любая из этих площадок может быть при помощи конвейера и специального подъемника поднята в зал. В трюме находятся монтажные и бутафорские помещения, здесь театральные площадки заранее оформляются. Каждая площадка имеет специальное назначение. Одна из них служит для театральных представлений, другая, со светящимся стеклянным полом — для балетных выступлений. Третья площадка — бассейн с водой диаметром 20 м и высотой 3,8 м. Четвертая площадка — ледяной каток. …Шестая — оборудована для демонстрации кинофильмов. Седьмая — площадка с креслами партера. …Бассейн с водой будет также оборудован мощной системой фонтанов. Их основные струи могут достигать 40 м в высоту. Светотехническое оборудование Большого зала позволит создавать любые эффекты и воспроизводить любые картины природы: раннее утро, солнечный или пасмурный день, бурю, грозу, сумерки, заход солнца, лунную ночь...»

Оказывается, в СССР в предвоенные годы продолжали изобретать велосипед, вернее — паровоз.

«МК», 13 мая 1941 г.:

«Паровоз Э-717-54 с экспериментальным пылеугольным отоплением. На локомотиве установлена мельница, которая перерабатывает уголь в пыль, и ее форсунками подают в топку. В результате достигается более полное сжигание топлива».

И еще об одном техническом «фокусе», продемонстрированном москвичам накануне Великой Отечественной.

«МК», 14 мая 1941 г.:

«Четвертый месяц демонстрируется с успехом в кинотеатре «Москва» экспериментальный стереоскопический фильм-концерт. Сейчас на киностудии «Союздетфильм» готовятся новые стереофильмы. Режиссер А.Андреевский и оператор Д.Суренский со своей съемочной группой выехали недавно в Ялту для работы над комедией «Неистовый рыболов». Главную роль исполняет артист цирка Карандаш».

Чудеса научно-технического прогресса упоминаются и в газетных номерах, выходивших в середине прошлого века. Вот лишь некоторые из них.

«МК», 23 июня и 21 июля 1949 г.:

«ЗА МОСКОВСКИЙ ЭЛЕКТРОТРАКТОР! 28 мая на поля подмосковного колхоза «Соревнование» вышел новый советский колесный электротрактор — оригинальная машина, созданная творческими усилиями коллектива Всесоюзного института электрификации сельского хозяйства и научно-исследовательского института. …Все, кто видел работу электротрактора, отзываются о нем с восхищением. Удобное, простое управление. Легкость хода, отличная маневренность. Тракторист избавлен от необходимости затрачивать время на заправку машины горючим и водой...»

«...Московские электротракторы снабжены мотором мощностью в 27 киловатт. …Испытание электротракторов показывает значительные их преимущества перед тракторами с моторами внутреннего сгорания. Все они, плавно тронув с места, четырехкорпусными плугами… начали вспахивать тяжелую влажную почву на глубину до 30 см. Большой запас мощности позволяет им сохранять постоянную глубину пахоты».

«МК», 8 сентября 1954 г.:

«Ленинградская фабрика фотобумаг №4 приступила к серийному выпуску специальных фотокомплектов для получения в фотоаппарате «Момент» готового снимка за 1–2 мин.».

«МК», 5 марта 1956 г.:

«...Человек подошел к обыкновенной железной печке, положил в нее дрова, зажег огонь, и... сразу во всех домах поселка вспыхнул электрический свет! Оказывается, это не фантастика. Советские ученые на основании глубокого изучения свойств полупроводников создадут в новой пятилетке термоэлементы, с помощью которых тепловая энергия будет непосредственно переходить в электрическую — без паровых котлов, турбин, без динамо-машин».

«МК», 25 января 1961 г.:

«Автомобиль марки ГАЗ-69 заставили выполнять еще один вид работ. Коллективом Горьковского политехнического института и специалистами завода «Теплоход» создана конструкция автомобиля-ледокола. Серийный выпуск таких автомобилей уже начался. Готовая продукция отправляется в затоны рек, скованных льдом.

Разрезая и скалывая лед вокруг судов, автомобиль передвигается со скоростью 780 м/час. Механический богатырь оборудован шнеко-роторным устройством и ледорезной фрезой, смонтированной на заднем мосту. Максимальная толщина льда, которую может «вскрыть» фреза, равна 1 метру».

«МК», 27 января 1962 г.:

«Человек, потерявший голос после хирургической операции, травмы гортани или в результате воспалительного заболевания, может говорить с помощью аппарата искусственной речи. Первые его образцы на Чимкентском заводе «Электроаппарат». Этот аппарат как бы заменяет утраченные голосовые связки и в сочетании с нормально функционирующим артикулярным аппаратом больного (язык, губы) воспроизводит четкую и достаточно громкую речь. При этом восстанавливается первоначальный тембр голоса.

Аппарат искусственной речи представляет собой пластмассовую трубку весом 50 гр., напоминающую курительную. В нее вмонтирован миниатюрный вибратор, соединенный с генератором на полупроводниках. Генератор питается от двух батареек карманного фонаря...»

«МК», 24 февраля 1962 г.:

«Металлизированные ткани скоро появятся на прилавках магазинов. Прочные и легкие, обладающие красивым блеском, эластичностью, они, несомненно, завоюют всеобщее признание. Родились они в лаборатории металлизации кафедры технологии металлов Московского текстильного института. …Вот блестящий капрон, покрытый латунью. Рядом — ткани, отделанные цинком, алюминием, оловом. И хотя все они по внешнему виду не уступят парче, стоимость их в десятки раз меньше. К тому же их можно смело стирать и гладить: ведь после металлизации ткань становится прочнее примерно в полтора раза. …Портным, которые будут шить одежду из таких материалов, не понадобятся даже нитки. Куски ткани просто… припаиваются друг к другу».

«МК», 17 ноября 1979 г.:

«...Инженеры Е.Каравайцев, Ю.Мухин и В.Серпин... предлагают экипировать футбольных арбитров фотодальномерами. При назначении штрафного, как только стенка из игроков окажется на положенном расстоянии, изображение перестанет раздваиваться. Для удобства первый автор конструктивно совмещает дальномер со свистком, второй предлагает прикрепить его к оправе очков».

100 лет "МК". Хроника событий