Государство напрасно субсидирует авиакомпании: они летают только куда им выгодно

414 труднодоступных населенных пунктов России остаются без авиасообщения

В восточных и западных странах, гораздо меньших по площади, чем Россия, на внутренних рейсах люди летают так же часто, как у нас ездят на автобусах и электричках. У нас же авиаперелеты продолжают оставаться дорогим удовольствием и выдающимся событием, хотя давно должны были стать рутиной.

На развитие авиаперевозок выделяются существенные средства из госбюджета. Но эффект они дают почти нулевой.

414 труднодоступных населенных пунктов России остаются без авиасообщения

Авиасообщение у нас в стране не пользуется большим спросом по двум причинам.

Во-первых, авиабилеты для многих неподъемны по цене.

Во-вторых, самолеты летают в очень ограниченное число городов.

Мало прямых рейсов между городами внутри одного региона и между регионами. Зачастую предлагается, например, лететь из одного сибирского города в другой через Москву, делая огромный крюк. Человек мог бы прилететь в свою точку назначения за три часа, заплатив три тысячи, а ему приходится потратить сутки и заплатить тридцать тысяч.

Правительство пытается решить эти проблемы при помощи субсидий. Они выделяются «Росавиации», а она распределяет их между компаниями-авиаперевозчиками.

Счетная палата проверила результативность использования таких субсидий в 2017–2019 годах. Отчет вывешен сегодня на сайте ведомства. Оптимизма он не внушает.

В 2019 г. количество субсидированных маршрутов выросло на 86%. Но больше трети этого прироста составляют старые маршруты, уже раскрученные в коммерческих перевозках. «При этом доля новых уникальных маршрутов в этот период составляла незначительную величину от 4,5 до 8,5%».

Госпомощь в форме субсидий также не улучшила доступ к большинству удаленных городов, которым пассажирские авиарейсы крайне важны, потому что порой туда иначе просто не попадешь.

В перечне труднодоступных и удаленных мест, где постоянно живут люди, но нет авиасообщения, в 2017 году числилось 462 населенных пункта.

За три года, в течение которых авиаперевозчикам выделялись субсидии, они начали летать только в 48 городов из этого списка. 414 населенных пунктов у нас так и остаются оторванными от мира.

Доступность субсидированных полетов для льготных категорий граждан увеличилась чисто номинально. «Количество перевезенных пассажиров по субсидируемым маршрутам увеличилось в 3 раза. Однако их доля в общем количестве пассажиров, перевезенных минуя Москву, составляет всего от 2 до 6%». То есть прямых межрегиональных рейсов за три года фактически не прибавилось.

Из 15 млрд руб. федерального бюджета, предназначенных на субсидирование авиакомпаний, 1,9 млрд по итогам прошлого года оказались неосвоенными чисто из-за плохого администрирования.

Коротко можно сказать, что бюджетные деньги в очередной раз провалились в какую-то черную дыру. Государство их потратило, а результата никакого не видно.

Неразвитость внутрироссийских сетей авиасообщения эксперты объясняют единственной причиной — очень дорогим авиационным топливом. Расходы на его закупку составляют до 50% расходов авиаперевозчиков. Из-за этого компаниям невыгодно летать туда, куда летает мало народу. Рейсы не окупаются.

Такие же непопулярные рейсы в других странах тем не менее дают прибыль, потому что там авиаперевозчикам гораздо дешевле обходится авиационное топливо.

У нас же цены на авиационный керосин только растут. По данным Счетной палаты, в 2018 г. цена 1 тонны в аэропорту Иркутска выросла на 67%, в Чите на 61%.

Как бы ни дешевела нефть на мировом рынке, на наших внутренних ценах это никак не отражается, потому что у нас цены на топливо устанавливает государство. Какую цену оно установит, такая и будет.

Если бы цена на авиационный керосин существенно понизилась, авиаперевозчики тут же начали бы летать в самые труднодоступные и удаленные места с большим удовольствием, потому что, как полагают эксперты, смогли бы зарабатывать даже на непопулярных направлениях. Пускай там не много пассажиров, им все равно было бы выгодно — так же, как это выгодно авиаперевозчикам других стран.

Но вместо того чтоб снизить цены на авиатопливо и включить естественный рыночный механизм, который быстро расширит сеть авиасообщения, государство выбрасывает на ветер бюджетные средства, дающие приблизительно такой же эффект, как мертвому припарки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28318 от 23 июля 2020

Заголовок в газете: 15 млрд рублей улетают напрасно