Лишение Пашаева статуса адвоката оказалось что слону дробина

«Черная метка» профессионального сообщества - не такое уж строгое наказание

Лишить Эльмана Пашаева статуса адвоката – с такой инициативой выступил Минюст. О том, что и так витало в воздухе после провальной стратегии защиты в Пресненском суде по делу Михаила Ефремова, уже заговорили в высших кругах российской юстиции. Но для жаждущих крови наблюдателей у нас плохая новость. Ранее трижды лишенный статуса адвоката Эльман Пашаев и на этот раз, судя по всему, выйдет сухим из воды.

Даже если надежды Минюста оправдаются и защитника отлучат от адвокатуры, это вовсе не означает, что он не сможет практиковать в судах. А значит – берегитесь, господа доверители, против лома нет приема.

«Черная метка» профессионального сообщества - не такое уж строгое наказание

Что вообще Эльман Пашаев делает в судах?! Кто его к подзащитным-то подпустил? Такие нервные вопросы то и дело звучали в стенах Пресненского суда, пока адвокат методично и целенаправленно делал то, что шло вовсе не на пользу актеру Михаилу Ефремову. Наивысший градус недоумения был у тех, кто знает биографию «звездного» защитника. Странно, конечно, что с ней еще на берегу, задолго до старта судебных слушаний, не ознакомился господин Ефремов или хоть кто-то из его многочисленного окружения. А если и ознакомился, тогда выбор такого защитника выглядит еще более странным. Одна только география "прыжков" Пашаева по региональным палатам адвокатов весьма удивительна.

Так, адвокат Пашаев был зарегистрирован в реестрах адвокатских палат Краснодарского края, затем Москвы, а позже получил регистрацию в адвокатской палате Ямало-Ненецкого автономного округа. Нет, это не любовь к путешествиям по бескрайним просторам нашей родины. Просто всякий раз господин Пашаев лишался адвокатского статуса и вылетал из палаты соответствующего региона. А потом, когда восстанавливал статус, прикреплялся к палате другого региона. На сегодняшний день юрист числится в реестре палаты Северной Осетии-Алании.

С подачи Минюста очередной "полет" грозит ему и теперь. Чиновники уверены: Пашаев нарушил этику адвоката, пытаясь защищать Михаила Ефремова по делу о ДТП на Смоленской площади. Выбранная им стратегия ухода в глухой отказ от признания вины при очевидности преступления в итоге способствовала тому, что заслуженному артисту, согласно вердикту Пресненского суда, предстоит восемь лет за решеткой. Да и защищал Ефремова Пашаев будто «в нагрузку», в коротких перерывах между интервью, когда потухал свет софитов.

Главный вопрос, который сейчас интересует всех, – можно ли лишить Эльмана Пашаева адвокатского статуса раз и навсегда?

К сожалению, нет. Такой санкции как пожизненное лишение статуса просто не существует, объснил советник Федеральной палаты адвокатов Сергей Насонов.

- Лишение статуса – это всегда правовая реакция на конкретное нарушение адвокатской этики, а не клеймо, - подчеркнул Насонов. - Адвоката можно лишить статуса только на определенный срок, по истечении которого он снова может сдать экзамен на присвоение статуса.

То есть карательный механизм работает точно так же, как уголовное или административное преследование. За конкретное преступление есть конкретное наказание. Например, украл пять раз за жизнь – пойдешь пять раз в тюрьму. Дать пожизненное лишение свободы, чтоб не дай бог не украл в шестой раз, нельзя. Так и адвоката, даже если он из раза в раз проигрывает дела и топит репутацию и будущее своих клиентов, покарать можно лишь за огрехи в работе с каждым конкретным делом, а не просто потому, что его в принципе опасно к этим клентам подпускать. В результате адвокат может набрать хоть три, хоть десять эпизодов лишения статуса. На праве вновь получить этот статус, успешно сдав экзамен.

- Временные рамки ограничений, связанных с лишением статуса, максимально индивидуализированы, - объясняет Сергей Насонов. - Они зависят от тяжести проступка адвоката. Оценивается вся система фактов: нюансы дела, взаимоотношения адвоката с клиентом. Все это отражается в решении Совета адвокатской палаты. Все должно быть максимально конкретизировано. Нормы этики, которые нарушил адвокат, должны быть четко указаны в решении. На практике были случаи, когда адвокат лишался статуса на два-три года.

По правилам максимальный срок, на который адвоката можно лишить статуса, составляет пять лет. Но по статистике региональных адвокатских палат, чаще всего «черную метку» адвокаты носят всего год. И даже пристальное внимание Минюста к трагедии дела Михаила Ефремова может не оказать сколько-нибудь весомого значения.

Как поясняют эксперты, инициатива министерства – лишь повод для возбуждения дисциплинарного дела против адвоката. Решение все равно остается за Квалификационной комиссией и Советом палаты. Эти органы далеко не всегда идут на поводу у чиновников и судей. Последние, кстати, тоже имеют право пожаловаться на поведение адвоката в процессе и потребовать для него самого сурового наказания. Но судья Абрамова, которая вела процесс над Ефремовым, как известно, не воспользовалась этой возможностью.

Более того, даже наличие у адвоката судимости не повод навсегда закрывать ему двери к делам и деньгам клиентов. Как только судимость снимается или погашается, на карьере защитника темное прошлое никак сказаться уже не может. У Эльмана Пашаева, напомним, в арсенале судимость есть. В 2018 году он был под следствием по делу о вымогательстве и даже пробыл некоторое время в СИЗО. Но потом обвинение переквалифицировали на более мягкую статью о самоуправстве,  Пашаев отделался условным сроком и сейчас уже считается не судимым.

Но даже если адвоката и лишат статуса, это вовсе не значит, что для него закроют двери все суды. «Лицо, лишенное статуса адвоката» - так это называется официально, все равно имеет полное право практиковать. В уголовном процессе – наряду с адвокатом, то есть в команде.

Чтобы стать представителем потерпевшего или гражданского истца в уголовном деле, статус и вовсе не нужен. А у мировых судей, которых в нашей стране куда больше, чем районных судов, и вовсе защищать подсудимых «неадвокат» может вместо адвоката. Это прописано в УПК, а против закона не попрешь.

С гражданскими и административными делами все и того проще. Там, чтобы представлять интересы клиента в судах, достаточно нотариальной доверенности. В общем, надеяться на то, что лишенный статуса адвокат будет горевать, подсчитывая оставшиеся с лучших времен копейки, по меньшей мере наивно. Без гонораров такой юрист все равно не останется.

Более того, лишенный статуса адвокат становится совершенно не подконтролен органам адвокатского сообщества. Пока есть «корочка», риск корпоративного порицания хоть как-то давит. А так остается лишь призрачный риск нарваться на обычный иск недовольного клиента, который потребует назад свои деньги.

Если в обмен на адвокатский статус юрист получил еще и статус телезвезды, кто знает – может ценник скандальной знаменитости от юриспруденции станет совсем заоблачным, а сам он выйдет из очередной грязной и беспросветно грустной истории единственным победителем.

Читайте материал "По делу Ефремова покаялся участковый: "подстава" привела к Пашаеву"

После суда над Ефремовым люди вынесли приговор Пашаеву: неадекватен

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру