Как получить социальные пособия, если работодатель – банкрот

Эксперт ФСС РФ отвечает на ваши вопросы

Некогда стабильные предприятия оказались в тяжелом положении, а их сотрудники – под угрозой увольнения. Для многих угроза уже стала реальностью, и люди лишились работы. Да и без пандемии от увольнения никто не застрахован. Хорошая новость в том, что после потери работы граждане РФ имеют право на получение социальных пособий: оплата больничного листа, пособия на ребенка и другие. О том, как оформить полагающиеся по закону выплаты, объясняет эксперт Фонда социального страхования.

Эксперт ФСС РФ отвечает на ваши вопросы

По закону об обязательном социальном страховании все застрахованные имеют право своевременно и в полном объеме получать страховое обеспечение на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В страховое обеспечение входят: пособие по временной нетрудоспособности (больничные листы), пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, которые встали на учет в медорганизации на раннем сроке беременности, и единовременное пособие при рождении ребенка.

Когда с вашей компанией все в порядке, вы просто обращаетесь в бухгалтерию или отдел кадров с больничным листом или медицинской справкой, заполняете заявления и начинаете получать пособия.

Но в случае, если у работодателя возникли финансовые трудности и он не может произвести выплаты пособий (организация ликвидируется, находится в стадии банкротства или у нее отсутствуют средства), то в данной ситуации процесс для работника не сильно усложняется. Рассказываем, что делать.

Во-первых, нужно знать свои права. Вы имеете право на получение социальных пособий в следующих случаях:

- если работодатель прекратил свою деятельность и даже если это случилось в день обращения сотрудника за пособием;

- если у страхователя недостаточно средств на счетах (при этом применяются правила очередности списания денежных средств со счета, предусмотренные Гражданским кодексом России);

- если работодатель скрылся, не оставив ни следа и нет возможности установить его местонахождение;

- если идет или завершена процедура банкротства работодателя.

Во всех этих случаях застрахованное лицо имеет право на получение одной или нескольких государственных услуг Фонда социального страхования:

- по назначению и выплате застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в случае невозможности его выплаты страхователем (приказ Фонда от 08.04.2019 № 156);

- по назначению и выплате застрахованным лицам пособия по беременности и родам в случае невозможности его выплаты страхователем (приказ Фонда от 08.04.2019 № 158);

- по назначению и выплате застрахованным лицам ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае невозможности его выплаты страхователем (приказ Фонда от 08.04.2019 № 160);

- по назначению и выплате застрахованным лицам единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (приказ Фонда от 08.04.2019 № 157);

- по назначению и выплате застрахованным лицам единовременного пособия при рождении ребенка (приказ Фонда от 08.04.2019 № 159).

Подробнее – на сайте fss.ru в разделе «Государственные услуги Фонда».

Многие думают, что с закрытием родного предприятия права сотрудника на получение пособий и выплат заканчиваются. Но это не так. Расскажите, как устроена система социального страхования и почему банкротство работодателя не лишает сотрудников их законных прав?

Первое, что нужно знать: все застрахованные граждане имеют право своевременно и в полном объеме получать страховое обеспечение при наступлении страхового случая. А теперь давайте разберемся в терминах. Застрахованными гражданами являются работники, которые трудоустроены официально и за них работодатель отчисляет либо отчислял страховые взносы в ФСС. Страховым случаем для получения выплат из ФСС считаются наступление нетрудоспособности (болезнь или производственная травма), беременность, рождение или усыновление ребенка, уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет. При наступлении страхового случая работодатель или ФСС (в регионах, где действует проект «Прямые выплаты») выплачивают сотруднику соответствующие пособия. Когда предприятие банкротится или у компании недостаточно средств на счетах либо невозможно установить местонахождение страхователя и его имущества, то в данном случае пособия выплачивает Фонд соцстраха в рамках оказания государственной услуги по выплате соответствующего вида пособия.

Какие пособия может получить работник в случае ликвидации его компании?

Пока компания не ликвидирована и сотрудник в ней официально трудоустроен, ему полагаются пособие по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов), пособие по беременности и родам (декретные), ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, которые встали на учет в медорганизации на раннем сроке беременности, и единовременное пособие при рождении ребенка.

В случае ликвидации компании работник имеет право на получение тех пособий, которые ему не выплатил работодатель на момент ликвидации, т.е. у работодателя осталась задолженность перед работником по страховому обеспечению.

Кто может стать получателем этой государственной услуги?

Лица, работающие по трудовым договорам, государственные и муниципальные служащие, члены производственного кооператива, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду. Подать заявление на получение государственной услуги могут сами застрахованные лица или их представители при наличии доверенности.

Как действовать, если работодатель находится в стадии ликвидации, чтобы получить пособия?

Нужно обратиться в ФСС и подать заявление о назначении и выплате пособия, которое работодателем не было выплачено. Заявление можно подать через портал Госуслуг или непосредственно в территориальном органе ФСС. Для получения каждого вида пособий нужен свой пакет документов. Какие именно документы нужно предоставить, можно посмотреть на официальном сайте fss.ru в разделе «Виды пособий. Консультации». А в разделе «Государственные услуги фонда» можно изучить образец заполнения заявления и подать его после перенаправления на портал Госуслуг.

Застрахованное лицо подало все необходимые документы в ФСС. Что дальше?

После обращения застрахованного лица (работника) территориальный орган ФСС направляет запросы для получения соответствующей информации в налоговые органы, кредитные организации, арбитражному управляющему для подтверждения наличия оснований для предоставления заявителю государственной услуги. По результатам полученной информации Фонд назначает и выплачивает пособие заявителю либо в случае отсутствия оснований может отказать в назначении и выплате пособия.

Когда получатель пособия получит деньги?

Территориальный орган ФСС назначает и выплачивает пособие в течение 10 календарных дней после поступления всех необходимых документов, предусмотренных административным регламентом. Выплата пособий осуществляется:

- по листкам нетрудоспособности на указанный в заявлении банковский счет;

- для получения ежемесячных пособий по уходу за ребенком понадобится карта национальной платежной системы «МИР» или банковский счет, к которому не привязаны банковские карты.

Также пособия можно получить почтовым переводом.

Читайте также Социальное страхование в цифре

Сюжет:

Социальная навигация