Последние четверо: как живут в Москве военные герои Советского Союза

Два летчика-штурмовика, артиллерист-разведчик и бравый пулеметчик

Их осталось всего четверо. Четверо москвичей, жителей столицы — Героев Советского Союза, получивших эту высокую награду в годы Великой Отечественной войны. В День Героев Отечества, который отмечается в России 9 декабря, «МК» поговорил с каждым. 11 739. Именно столько было тех, кто получил Золотую Звезду Героя с 1941 по 1945 год. Посмертно это звание было присвоено 3051; 8688 вернулись с фронта, создали семьи, строили мирную жизнь...

Годы шли. Тысячи Героев становились сотнями, потом десятками...

В начале тяжелого 2020-го по России и ближнему зарубежью военных Героев Советского Союза оставалось девятнадцать человек. Помимо столицы они проживали в Санкт-Петербурге, Перми, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре, Луге, Невинномысске, Ейске, Ставропольском крае, Московской области. Еще — во Львове, Харькове и Минске.

Была идея к 75-летию Победы сделать интервью с каждым. Но коронавирус все изменил. За последний год из девятнадцати последних Героев осталось тринадцать. С большинством нельзя было поговорить воочию, из-за самоизоляции многие плохо себя чувствуют, а телефонный разговор о том времени, бередящий душу, — не самое простое дело для пожилых людей, которым около или за сто лет. Было принято компромиссное решение: написать только о москвичах. К декабрю из пяти Героев Советского Союза, проживающих в Москве, тоже осталось четверо.

Четверо из 11 739.

Два летчика-штурмовика, артиллерист-разведчик и бравый пулеметчик

Летчик-штурмовик Николай Наумович Кирток: гордится правнуком

Николай Наумович 6 декабря 2020 года отметил свое столетие. Он был единственный, первый, с кем еще в феврале удалось пообщаться лично. Встретил при параде, надел китель с наградами. Китель был настолько тяжел от количества орденов и медалей, что, казалось, ветеран не устоит. Устоял! Старая выправка.

Сотрудницы Московского Дома ветеранов, которые ухаживают за героем, предупреждают, что долго поговорить не получится — тяжело ему.

Командир гвардейской эскадрильи. С 27 июля 1943 года по 11 мая 1945 года Николай Кирток совершил 210 успешных боевых вылетов.

«После войны подсчитали, что самые живучие среди летчиков были истребители. У них выживаемость была сорок вылетов. Потом либо подбивали, либо ранили. У бомбардировщиков — 30 боевых вылетов было. У штурмовиков в среднем всего одиннадцать. Поэтому их еще называли смертниками. Я был штурмовиком».

В 1939 году Николай Кирток закончил Одесский аэроклуб, мечтал стать истребителем. Много раз пересматривал одноименный фильм, где Марк Бернес исполнял песню «Любимый город».

В Одессе была школа истребительная, учились на И-16 и И-15. «Конечно же, я хотел туда попасть, но меня не взяли, так как дядя был репрессирован. Тогда это считалось пятном на биографии, поэтому рекомендовали направить в гражданскую авиацию, в Тамбов. В Тамбове проучился год, и потом нас тоже перепрофилировали на военных».

В июле 1943 года он попал сразу на Курскую дугу. В боях отличался особой смелостью, дерзостью, тактической грамотностью, как написано в наградном листе.

«Много раз мог погибнуть, — вспоминает Николай Наумович. — Один раз уходил от атаки и спрятался в облаке. Было такое. Мы тогда освобождали Умань в Черкасской области. Повезло в том, что нас учили летать при любых обстоятельствах, в том числе вслепую, когда горизонта не видно и ориентировались по приборам».

Свой последний боевой вылет Н.Н.Кирток совершил 10 мая 1945 года. Фашистская Германия уже капитулировала, но на юге Чехословакии группа немецких войск под командованием фельдмаршала Шернера стремилась прорваться на запад. В полку была объявлена боевая тревога. Поручили боевую задачу: нанести бомбово-штурмовой удар по войскам противника на западном берегу реки Эльбы. На земле летчиков ждала телеграмма от командующего 1-м Украинским фронтом — вызвался Кирток.

Участник исторического Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Николаю Наумовичу должны были вручить второго Героя — по количеству боевых вылетов. Представление на награду было направлено… И даже спустя десятилетия его близким все равно немного обидно из-за такой несправедливости. «Приняли решение накануне Победы: на кого послали представление на Героя Советского Союза после 6 мая — давать только орден Ленина. Маршал Конев лично присвоил мне звание капитана», — рассказывает Николай Наумович.

По окончании войны он продолжал службу в ВВС СССР — пилотом; до 1987 года трудился авиационным инженером-конструктором в ОКБ имени Яковлева.

Когда спрашиваю, что же самое светлое в его жизни сейчас, чему радуется, не задумывается:

«Правнук Костя. Ему уже тринадцать лет, и он хоккеист, я его болельщик и всегда интересуюсь, сколько забросили шайб в игру».

Летчик-штурмовик Николай Ефимович Оловянников: родился в рубашке

Оловянникова назвали «мастером ударов по точечным целям». За годы войны совершил 212 боевых вылетов. Сам он убежден, что это судьба — родиться в рубашке. Ни разу не был сбит, на его боевой машине — тоже ни одной царапины.

Летчиком Николай Ефимович стал, как многие его сверстники, через аэроклуб. Хотя в школе учился неважно.

«Зато мы, ребятня, часами могли наблюдать, как пилотируют в небе мальчишки чуть постарше. Завидовали им страшно, — вспоминает Николай Ефимович. — Потому, когда на медкомиссии меня определили на тренировочный спецкурс в авиацию, я обрадовался. Войну я встретил дома — никто до последнего не верил, что она начнется. Затем по распределению попал в ворошиловградскую школу. Начинал тренироваться на самолетах-разведчиках, затем — на скоростных бомбардировщиках. А потом был еще штурмовик Ил-2, на котором я налетал всего 13 часов из положенных 150. Меня успокоили: «Это ничего, на фронте доучишься».

Самый первый его боевой вылет, как и у Николая Киртока, состоялся в знаменитом сражении на Курской дуге в июле 1943-го.

В октябре 1944-го за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Николаю Оловянникову присвоили звание Героя Советского Союза.

Во время Берлинской операции он должен был совершить юбилейный полет. Небо с утра было хмурое, летчиков по очереди отправляли на вылеты, и только Оловянникова — никак. Летчики — люди суеверные. Есть примета у них: самому не напрашиваться. Пришлось прождать несколько часов, прежде чем получил очередное задание: подавить огневые точки противника. Но было нелегко: за его самолетом прицельно охотилась немецкая зенитная артиллерия.

«Я маневрировал, уходил от обстрела… Возвращаюсь на аэродром — вижу огромное полотно с надписью: «Приветствуем Оловянникова, совершившего свой 200-й вылет!»

Ехать домой, в украинский поселок Константиновка, после Победы ему было не к кому. В Москве пошел гулять в парк имени Горького — молодой красавец, герой. Здесь встретил свою суженую — хорошую девушку Лиду. «Образовалась семья, родился сын. Я продолжил свою летную карьеру. Закончил сперва Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава, затем — Военно-воздушную академию».

После выхода в отставку устроился в институт нефти и газа на кафедру военной специальной подготовки, дорос в учебного мастера кафедры, потом в начальника отдела кадров, заведующего лабораторией, старшего лаборанта, мастера производственного обучения, инженер военной кафедры.

32 года бессменно Николая Ефимовича избирали секретарем партбюро военной кафедры института. Чем он сам очень гордится.

Мы проговорили по телефону почти два часа. Если честно, очень боялась за здоровье своего собеседника, столько времени рассказывать почти сплошным монологом, но он ни разу и не отклонился от курса, вел нить беседы как самолет в небе.

Артиллерист-разведчик Борис Васильевич Кравцов: прокурор республики, рожденный в Кремле

История Героя Советского Союза Бориса Васильевича Кравцова необыкновенна. Юноша, мечтавший стать мореплавателем, а в итоге доросший до должности прокурора РСФСР и министра юстиции СССР.

Начнем с того, что Борис родился в… Кремле. Его отец был простым рабочим, прошел Первую мировую и Гражданскую войны, работал мотоциклистом в Совнаркоме, развозил секретные документы. Боря рос в одном дворе с детьми видных партийных деятелей — все тогда были на равных и играли в одной песочнице.

«Когда игры становились слишком шумными, наши крики доходили до Иосифа Виссарионовича, который проживал неподалеку во флигеле. Он появлялся у своего окна и стучал трубкой по стеклу, хотя это не всегда помогало. Однажды он даже вышел из дома и подошел к дерущейся куче. В тот день я повздорил с Васей Сталиным. Он был старше меня на год и случайно задел моего младшего брата, и поэтому я выяснял с ним отношения. Сталин увел Васю, но ничем плохим для нас с братом это не закончилось».

В пять лет равенство и братство закончилось. Почти весь обслуживающий персонал Кремля и их семьи переселили в обычные квартиры.

Десятилетку Борис Кравцов закончил в 1941 году. В субботу, 21 июня, был выпускной вечер. «Скажу честно, после вручения аттестатов и концерта ребята употребили на радостях спиртное. Мы гуляли до самого рассвета, а утром мне нужно было в Останкино: я был призван служить во флоте и занимался специальной подготовкой, а там был большой пруд и лодки, на которых мы тренировались. С самого детства я с моим другом Глебом болел морем. Столько специальной литературы прочитали! За наши мечты ходить в дальние плавания, путешествовать по Амазонке ребята в классе даже прозвали нас «амазонскими козлами», но мы совершенно не обижались. Я готовил документы в Севастопольское мореходное училище и проходил соответствующую подготовку в Останкинском пруду. В то воскресенье нам выдали значки с надписью «моряк», а потом по радио выступил Молотов…»

Бориса признали годным к морской службе, но пришла повестка явиться к Белорусскому вокзалу с вещами — о флоте пришлось забыть.

…В октябре 1943 года немцы засели на острове Хортица, который разделял Днепр на два русла. Небольшое подразделение советской пехоты получило приказ форсировать реку, высадиться на Хортице и оттянуть на себя основные силы противника. Десант должна была поддержать огнем наша артиллерия. Корректировать огонь батарей приказали группе разведчиков во главе со старшим лейтенантом Кравцовым.

Когда немцы полностью окружили наш блиндаж, у бойцов не осталось ни одного патрона, чтобы отстреливаться. Кравцов приказал вызвать огонь батарей на себя. «Борис, жив?!» — не поверил его командир, когда он снова вышел на связь…

За этот подвиг старшему лейтенанту Борису Кравцову и было присвоено звание Героя Советского Союза.

Море по-прежнему звало. Но Родина сказала «надо». С 1947 года началась служба Бориса Кравцова в органах прокуратуры и юстиции. Многие резонансные дела тех лет прошли через прокурора Кравцова.

Однажды он едва не погиб. Покушение совершил фигурант одного дела с Северного Кавказа, которого обязали возвратить взятые в долг деньги. Явился к зданию прокуратуры республики с револьвером, дождался приезда прокурора и… выстрелил тому в плечо. Судья спросила Кравцова, какого наказания заслуживает обвиняемый. Борис Васильевич ответил, что поскольку тот — фронтовик, то достоин снисхождения. В итоге человека приговорили к 12 годам, хотя за нападение на прокурора давали высшую меру.

С января 1971 года — прокурор РСФСР, депутат Верховного Совета РСФСР и СССР. С 1984 по 1989 годы — министр юстиции Советского Союза.

По голосу Бориса Васильевича ни за что не скажешь, что в конце декабря ему исполнится 98 лет. Помнит все досконально, до последней запятой. Его книга «Записки прокурора республики» была издана несколько раз и стала библиографической редкостью.

Последняя любовь пулеметчика Сергея Дмитриевича Романовцева

Гвардии сержант Романовцев отличился в боях при форсировании рек Ингул и Ингулец, вместе с бойцами 12 февраля 1944 года отразил 7 контратак противника в районе населенного пункта Широкое.

Звание Героя Советского Союза было ему присвоено 3 июня 1944 года.

К сожалению, сам 95-летний Сергей Дмитриевич Романовцев уже не в состоянии разговаривать с журналистами, плохо себя чувствует, слег. О его жизни я переговорила с его второй супругой Валентиной Васильевной Морозовой.

«Мы встретились с Сергеем Дмитриевичем уже на закате наших дней, в ноябре 1994 года. Я на пять лет моложе. Познакомились в госпитале госбезопасности. Он был вдов, полковник, очень скромный, о его боевом прошлом я ничего не знала».

Гуляли по больничному парку, дышали свежим воздухом. «Первым ухаживать начал он. О том, что мой кавалер — Герой Советского Союза, я узнала совершенно случайно. Как-то позвонил: «Приду в гости». Заходит в квартиру, а у него на груди — Золотая Звезда. Я была просто поражена».

О своих послевоенных годах никогда ничего близким не рассказывал: сказывалась специфика службы. Род его деятельности был тесно связан с внешней разведкой КГБ СССР. Как кратко написано в Википедии: «В 1954 году Сергей Романовцев оказался на передовых рубежах защиты государственных интересов, в рядах солдат невидимого фронта».

«Пробыл в Канаде пять лет, потом — в Соединенных Штатах и Финляндии. Всего он за границей проработал 15 лет, но это было еще до нашей встречи, затем перешел в МИД и в 1992 году вышел в отставку», — вспоминает Валентина Васильевна.

«Уже пять лет как идет резкое ухудшение здоровья. Последний юбилейный День Победы в 2015 году мы встретили в кафе, и он еще даже потанцевал со мной… Увы, с каждым днем — все тяжелее и тяжелее. Я, конечно, переживаю, плачу, но ничего не поделаешь», — вздыхает жена.

…Когда-нибудь этот праздник со слезами на глазах останется только в истории, а ветераны, благодаря которым мы сегодня живем, — строчками в книгах и памятными фотографиями.

Это жизнь. Солдаты уходят стоять на вечном посту.

Вспомним их поименно, почтим память тех, кто успел встретить 75-летие Победы, и поздравим с Днем Героев Отечества тех, кто сегодня в строю.

1. Василий Астафьев 26.10.1919

2. Михаил Ашик 24.06.1925 — 9.11.2020

3. Алексей Волошин 13.02.1920 — 24.06.2020

4. Павел Галкин 15.12.1922

5. Иван Калиберда 21.05.1920 — 25.05.2020

6. Михаил Карпеев 21.11.1922

7 Николай Кирток 6.12.1920

8. Борис Кравцов 28.12.1922

9. Александр Кузнецов 7.11.1915

10. Борис Кузнецов 26.12.1925 — 11.11.2020

11. Иван Кустов 31.01.1924

12. Николай Оловянников 22.12.1922

13. Георгий Платонов 4.04.1923

14. Василий Решетников 23.12.1919

15. Сергей Романовцев 29.09.1925

16. Александр Семенов 21.06.1922 — 4.10. 2020

17. Андрей Титенко 15.12.1918

18. Владимир Ткачев 5.05.1925

19. Владимир Чудайкин 24.02.1925 — 20.10.2020

P.S. Благодарим за помощь в подготовке материала Московский Дом ветеранов и председателя Совета Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных Сил, генерал-лейтенанта Степанова Виктора Вениаминовича, который сказал:

— В декабре 1991 года был рожден Московский Дом ветеранов. Все его первые шаги непосредственно связаны с Героями — теми, кто имел высшее звание в государстве. В числе инициаторов и активных сторонников создания Дома ветеранов были дважды Герой Советского Союза маршал авиации Скомороков Николай Михайлович, Герой Советского Союза адмирал флота Егоров Георгий Михайлович, генерал-лейтенант Ульянов Виталий Андреевич. Они, а в дальнейшие годы — их последователи стали цементирующей и генерирующей силой в нашей работе.

Заботясь о москвичах, имеющих особые заслуги перед Отечеством, Московский Дом ветеранов оказывает всемерную социальную поддержку десяти ныне живущим Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации.

Данное направление возглавляет тоже Герой Российской Федерации — Милютин Игорь Александрович. Он и его команда социальных работников возделывают ниву добра и милосердия, унаследованную от своих старших товарищей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28436 от 9 декабря 2020

Заголовок в газете: Их осталось четверо...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру