Москвич рассказал историю своего падения в полынью: «Затягивало под лед»

Весенние прогулки по Москве-реке смертельно опасны

Трагедия, случившаяся с известным рок-музыкантом Александром Липницким, который, как предполагают, утонул, провалившись под лед на Москве-реке, увы, не уникальна. Ежегодно с приходом весны в столице и области происходят ЧП, при которых люди и техника уходят под воду. При этом порой дело кончается смертью. Корреспондент «МК» тоже оказался однажды в числе тех, кто по собственной неосторожности неудачно испытал весенний москворецкий лед на прочность.

Весенние прогулки по Москве-реке смертельно опасны

Вспомнить об этом факте из собственной биографии заставило нынешнее трагическое происшествие с ветераном отечественного рока. Пусть мой рассказ послужит предупреждением тем экстремалам, которых вдруг посетит мысль прокатиться по покрытой еще льдом водной глади реки или озера в весеннюю пору. Авось, кто-то из них и проникнется, а тем самым спасет собственную жизнь.

14 марта 2004 года. Дату хорошо запомнил - ведь фактически это второй день моего рождения, кроме того он отмечен был также событием общегосударственного значения: в то воскресенье проходили очередные президентские выборы. Волею судеб, довелось отметить это событие очень своеобразно.

Начиналось все замечательно. Наша компания велотуристов-«зимников» решила по случаю прекрасной, солнечной погоды «ударить велопробегом», прощаясь с зимой. Маршрут выбрали соответственно специфически зимний, - с достаточно протяженным участком по твердому еще вроде бы «панцирю», покрывающему Москву-реку.

На лед свернули в районе села Ильинское, планируя «намотать» по такой сезонной «дороге» километров 30 – до Звенигорода, а там снова «выйти на сушу» и на ближайшей станции погрузиться в электричку. Однако «ледяной рейд» наш оказался куда короче.

Неприятных происшествий вроде бы ничто не предвещало. Лед под колесами явно крепкий, на нем видны следы благополучно проехавших здесь до нас лыжников, снегоходов, даже велосипедов. Кроме того там и сям на белой глади реки виднелись рыбаки. Правда, местами попадались уже протаявшие у берегов небольшие полыньи. Однако мы предусмотрительно объезжали их подальше. Ориентироваться помогал цвет льда. Там, где он уже подтаял,, ледяной «панцирь» имел заметно более темный оттенок. Такие пятна мы тоже огибали на безопасном расстоянии.

В итоге без всяких приключений проскочили по руслу реки полтора десятка километров. Но добраться до намеченной цели все-таки было не суждено.

Мой «провал» случился буквально в километре ниже по течению от того места, где сейчас провалился Липницкий. Мы благополучно миновали крутогор, наверху которого расположился поселок Николина Гора, проехали под мостом автодороги, ведущей из района Звенигорода к поселку Перхушково. За ним по берегу с левой стороны показались дома села Успенское. Вон и макушка здешней церкви уже видна…

Как раз напротив этого храма все и произошло. События дальнейших нескольких минут запечатлелись в памяти крепко, будто видеофиксатор какой-то включился.

Лед под передним колесом моего велосипеда вдруг мягко подался вниз, и мгновение спустя это колесо уже по ось погрузилось в образовавшуюся маленькую полынью. Вслед за тем ледяное покрытие продолжило неторопливо рушиться с легким треском, полынья становилась все больше. Еще секунду-другую спустя опора исчезла и под задним колесом, - вместе с «железным скакуном» мы стали погружаться.

На некоторое время удалось задержать этот процесс, опершись руками в ледяные края полыньи. Ногами при этом придерживал в вертикальном положении велосипед, уже ставший на дно. Со стороны картинка получилась забавная: посреди покрытой льдом реки торчит высунувшийся по пояс человек. Но мне-то было не до смеха.

Окликнул товарища, ехавшего впереди, а потому не заметившего моей аварии. Тот оглянулся, сразу смекнул в чем дело, и поспешил на помощь. Еще двое участников группы в это же время приблизились к месту ЧП сзади.

Мы все, конечно, не раз видели в телерепортажах, в фильмах, как спасают провалившихся под лед. Тут главное создавать поменьше нагрузки на края полыньи, а потому лучше перемещаться ползком. Однако все это хорошо и просто в теории, на экране. А в реальных условиях форс-мажора...

«Давай руку!» - приблизился ко мне по-пластунски один из друзей. Сделать это можно было лишь отказавшись от прежней позы с упором в лед. Р-раз! И я проваливаюсь в воду по шею, при этом теряя возможность удерживать ногами велосипед. Прощай, мой верный «конь»! Но напоследок он все-таки сослужил хозяину верную службу: упав на дно «велик» дал ногам возможность опереться на него. Если бы не эта приподнятая на 20-30 сантиметров опора, я погрузился бы почти с головой.

Дилетантские попытки товарищей вытянуть меня за руку не привели к желаемому результату. Наоборот, как и можно было бы предполагать «на холодную голову», при этих манипуляциях тонкий лед не выдержал, подломился и… В какой-то момент в полынье нас бултыхалось уже двое. В сумме двое: один человек погрузился в воду полностью и еще пара его спасателей макнулись из-за подломившегося льда всей верхней частью тела. К счастью при этом ноги моих товарищей оставались все-таки на прочной части льда, так что полного погружения они смогли избежать. Четвертый участник группы, находившийся в этот момент чуть поодаль, смог вытянуть их - одного за другим, - за ноги из воды.

Пока шла эта операция по спасению спасателей, «виновник переполоха» оставался посреди полыньи. Погрузившись по шею, в первые секунды я чувствовал себя вполне уверенно: ноги хорошо упирались в лежащий на дне велосипед и вроде бы надежно обеспечивали мое стоячее положение. Однако вслед за тем стало ощущаться, что течением и велосипед, и меня потихоньку тянет в сторону, под край полыньи. Удерживать вертикаль тела теперь становилось невозможно: потоком речной воды меня затягивало под кромку льда. Оставалась единственная надежда предотвратить этот погибельный процесс: ухватиться в последний момент за край льда руками и удерживаться в таком положении, чтобы не нырнуть с головой. Но долго ли удастся так продержаться?

К счастью испытывать свои силовые кондиции мне не пришлось. Товарищи, чуть переведя дух после своего купания, приступили к следующей попытке «вытянуть репку». На сей раз действовали уже куда более осмотрительно, старались не приближаться к самому краю полыньи. Они распустили лямки одного из рюкзаков и кинули мне конец такого импровизированного каната. Сработало! За лямку рюкзачную и был вытащен на более прочный лед незадачливый велотурист.

После окончания незапланированных «водных процедур» пришла пора позаботиться о процедурах согревательных. Мы добрались до противоположного от села берега и там в ивняке разожгли костер. На просушку одежды ушло часа два. Лишь ближе к сумеркам двинулись в путь. Товарищи мои добирались до железнодорожной станции верхом, а я, оставшийся «безлошадным» - потопал пешочком до ближайшей автобусной остановки.

На дно речное вместе с велосипедом ушел и привязанный к его багажнику рюкзак. Повезло еще, что кошелек, документы были в момент аварии в кармане куртки и потому уцелели.

Возвращаясь общественным транспортом домой, честно говоря, переживал, что могут не пустить в метро: уж слишком заметно моя высушенная на костре одежда «благоухала» характерным едким запахом дыма. Но все обошлось. Правда когда ехал в подземке, несколько раз ловил на себе то ли настороженные, то ли любопытствующие взгляды пассажиров. А один мужчина даже спросил: «Вы оттуда, из центра?» Не понял вопроса, но на всякий случай кивнул. И лишь оказавшись дома узнал новость: в это самое время в центре столицы полыхало огромное здание Манежа.

«Утопленника» - велосипед свой, я в реке так и не нашел. Хотя некоторое время спустя, уже летом, специально приезжали с товарищами на место катастрофы и пытались «тралить» дно Москвы-реки. Обнаружить «железного коня» на ближайшем участке русла не удалось. Видимо, усилившимся во время половодья течением его утащило куда-то совсем далеко.

По стечению обстоятельств той же весной, буквально несколькими днями позже, подобное ЧП произошло с одним из знакомых велотуристов: его «велик» провалился под лед. Только в отличие от нашего варианта это случилось не на реке, а во время поездки по Истринскому водохранилищу. Товарищ благополучно избежал серьезных последствий от такого «провала». А через неделю он вернулся на место происшествия, вооружившись веревкой с крюком на конце. Этой «кошкой» он сумел в конце концов подцепить свой лежащий на дне двухколесный агрегат и вытащить его.

Упомянутую выше эпопею корреспондента «МК» прокомментировал специалист - инструктор по выживанию Андрей Никитин.

- Андрей, уже задним числом я понял свою ошибку, допущенную тогда. После успешно преодоленной по реке первой половины маршрута невольно ослабил внимание, не заметил темные пятна на льду – явно подтаявшие участки…

- Да, это стало причиной случившегося. Вы же говорите, что место, где провалились, находилось напротив села. Очень вероятно, что там в это время шел слив какой-то более теплой воды. А, может быть, просто донные родники «виноваты». В любом случае это привело к появлению на этом участке русла многочисленных «пятен» уже сильно подтаявшего, тонкого льда. На одном из этих «пятен» вы и провалились.

Конечно, вся ваша затея с поездкой по руслу реки рискованная. В разгар зимы, когда морозы создали толстый ледяной покров, это еще допустимо. Но в середине марта – уже опасно даже на лыжах, даже пешком по льду передвигаться. А уж тем более на велосипедах: ведь при езде на них создается куда большее давление на поверхность льда.

- Да, этот урок я и мои товарищи выучили крепко. С тех пор во время зимних походов своих подобных экспериментов избегаем. Ну а по поводу самих «спасработ» что скажете?

- К сожалению, ваши товарищи, поспешив к вам на помощь, допустили традиционную ошибку. Они попытались вытаскивать провалившегося, схватив его за руку. Почти во всех случаях это чревато тем, что спасатель сам может оказаться в воде. Следовало с самого начала воспользоваться какими-то подручными средствами. Упомянутые вами лямки рюкзака – не самый надежный вариант: они довольно короткие. Куда вернее и безопаснее было бы воспользоваться длинной жердью или доской. Хотя не факт, что нечто подобное может оказаться в нужный момент неподалеку от места происшествия. А бегать искать в вашем случае было некогда: ведь провалившегося начало течением затягивать под лед, значит, счет шел на секунды.

Вообще-то рекомендуется во время путешествий, тем более связанных с пребыванием на льду, иметь в снаряжении моток крепкого шнура или веревки. Весит и места занимает немного, зато может жизнь человеку спасти.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру