Учителя назвали истинные причины, по которым треть российских школьников плохо учится

Опрос классных руководителей по всей России показал тревожные результаты

Тревожные результаты показало исследование, проведенное экспертами среди учителей российских школ. Почти половина педагогов заявили, что более трети их учеников — слабые. Поговорив с учителями, которые трудятся в школах более 20 лет, «МК» выяснил, в чем реальные причины таких результатов и что повлияло на повальную неуспеваемость детей.

Опрос классных руководителей по всей России показал тревожные результаты

В проведенном исследовании приняли участие классные руководители из разных регионов страны. 40% из них признались, что слабых учеников в их классах — больше трети, и еще 18% — что таких почти четверть.

В наше время проблемы в образовании принято списывать на пандемию, однако на самом деле снижение успеваемости случилось не в этом и даже не в прошлом году. Еще весной 2020-го Рособрнадзор сообщал, что каждый третий российский школьник не владеет даже базовыми знаниями по тем или иным предметам учебной программы. Слабыми, по данным ведомства, можно было назвать около 30% школ. Эти данные примерно совпадают с результатами проведенного сейчас — два года спустя — опроса.

В поисках причин мы поговорили с педагогами российских школ, выбрав не топовые, где все как один отличники, олимпиадники и будущие абитуриенты престижных вузов, а обычные — среднестатистические.

— Нужно менять подход. Дети живут в другом формате, более широком, и школа не успевает за временем и только отбивает у детей охоту учиться, — считает учитель начальной школы Людмила Сергеева. — Подростки часто говорят: «Зачем мне слушать скучный урок, если я могу прийти домой и найти по этой теме интересный ролик на Ютубе». Например, на прошлой неделе у нас в школе был так называемый конвергентный урок. Смысл в том, что выбирается тема, которая пронизывает все предметы — физику, математику, ОБЖ, и с этой точки зрения она рассматривается. Хорошо бы делать подобные занятия ежедневными, но подготовка к такому уроку длится почти неделю...

Еще одна причина, по мнению педагога, — в огромной нагрузке детей — репетиторы, спорт, танцы. А вот родительского контроля — нет. И при таких непомерных нагрузках на проблему отсутствия времени накладывается еще одна — слабое здоровье.

— У пап и мам отношение к школе отрицательное, — рассказывает учитель физики Марина Кузина. — В целом они считают, что мы наносим детям больше вреда, нежели пользы, что работаем больше на рейтинг. Обучение же теперь у нас называется «образовательная услуга».

Учитель начальных классов Наталья Николаева обозначила и другие причины.

— С одной стороны, сейчас в школу приходит намного больше первоклашек с родовыми травмами в эпикризе, недоношенных. Много курящих мам. Это, как показывает практика, очень здорово сказывается на успеваемости. Вторая глобальная причина — гаджеты. Малыш еще не говорит, а мама ему телефон в руки. У ребенка развивается «клиповое мышление», не развивается речь. Идет просто запоминание образов, знания у него не глубокие, а поверхностные. Родители водят детей в кружки, но не спрашивают, что они там узнали, а значит, у них нет навыка закрепления информации. Дома и родители, и дети погружены в социальные сети.

По наблюдениям педагогов, лет 20 назад в начальной школе на 25 учеников слабых, неуспевающих детей было максимум 3–4, да и то в основном из-за плохого поведения, и получить «тройку» было позором. Сейчас с «тройками» после 4-го класса выходят 50 процентов школьников. К девятому классу в среднем остается 5–7 хорошистов, а отличников — единицы, впрочем, иногда и ни одного.

Учителя считают, что нужно делать учебный процесс более современным, а самих педагогов разгрузить от заполнения бесконечных отчетов и поддержать современным методическим материалом.

— В японских школах, например, даже стены — рабочие. Ребенок может выйти на перемене в коридор и писать задачки на стенах. И пол — рабочий! — говорит педагог с Дальнего Востока Михаил Олегович. — Это другой уровень совершенно! А у нас, когда учитель показывает презентацию, дети видят, что они лучше учителя умеют это делать.

— Сейчас огромное количество выгоревших педагогов, — отмечает психолог-профориентолог Симона Филимонова. — Что касается социального фактора, то все, что происходит в жизни ребенка, неразрывно связано с жизнью его семьи. Состояние неопределенности и нестабильности последних лет, в котором пребывают родители, отражается на детях. У школьника подростковый кризис, процесс самоопределения, а у родителя в это время — тоже куча кризисов. А нет мотивации — нет «пятерок». От многих 10–11-класников я слышу вопрос: «А зачем учиться?» Знают, что надо поступать в вуз, но у них нет понимания, что будет дальше. Некоторые дети прямо так и говорят: «Мне нужны только те четыре предмета, которые буду сдавать на ЕГЭ», и по остальным хватают «двойки», потому что считают их бесполезными. Вот средняя оценка в статистике и упала.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28730 от 22 февраля 2022

Заголовок в газете: Опять «двойка»?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру