Поскольку в пирамиде спортивной успешности оптимальное питание имеет базисное значение, в Институте питания давно изучают биохимические основы здорового питания для повышения успешности наших атлетов. Однако далеко не все придерживаются рекомендаций ученых.
Дмитрий Никитюк привел в пример недавнее изучение реального рациона спортсменов на нескольких спортивных базах. Выяснилось, что, несмотря на высокий уровень подготовки членов сборных российских команд самой разной специализации, набор продуктов, которые присутствуют в их ежедневном рационе, «примерно одинаков и не соответствует принципам здорового или оптимального питания». По словам академика, согласно собирательным данным, в рационе российского спортсмена присутствует избыток жиров (в основном, животного происхождения), есть нарушение взаимоотношений между жирными насыщенными и ненасыщенными кислотами, не хватает углеводов, витаминов (особенно группы В) и прочих микронутриентов (витаминов и минералов), которые являются главными регуляторами метаболизма. Нарушение пищевого статуса было отмечено у спортсменов различных видов спорта. А это, по словам ученого, проявляется в одностороннем развитии скелетной мускулатуры, остеопении (снижении костной массы), накоплении избыточного количества жира.
Оптимальный же рацион, по словам специалиста по питанию, должен включать традиционные продукты, продукты обогащенные витаминами, в которых при этом понижено содержание соли и сахара. «Можно обойтись и без БАДов, – сказал Дмитрий Никитюк, – но без специализированных пищевых продуктов обойтись нельзя». Последнее время, по его словам, в питании спортсменов развивается направление персонализированного питания, когда рацион составляется в зависимости от анатомо-физиологических особенностей каждого спортсмена.
Для создания особых продуктов для наших сборных у ученых имеются все нормативы, однако не всегда хватает самих ингредиентов. До последнего времени их поставляли зарубежные фирмы, которые сегодня ушли с российского рынка, и потому покупать их приходится по принципу параллельного импорта.
Впрочем, по словам директора института, отечественные компании постепенно сами заполняют недостающие ниши в производстве ценных компонентов питания. Если еще 2 года назад российский сегмент продуктов составлял 5-10 процентов, то сейчас он подрос до 70-80 процентов.