Советник по воспитанию – штурман для детей в море возможностей и вызовов

В последние годы в школы была наконец-то возвращена воспитательная функция, а сами вопросы воспитания подрастающего поколения с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности нашего народа государство поставило во главу угла. И немалая, если не основная, роль здесь отводится советникам директоров по воспитанию, которые уже появились в 25 тыс. школ. Кто может стать советником, какие проекты реализуются при их участии, какие у них задачи – эти и многие другие вопросы «МК» обсудил с директором Росдетцентра Александром Кудряшовым, депутатом Госдумы Татьяной Буцкой и родителями.

Советник по воспитанию – штурман для детей в море возможностей и вызовов

После того, когда государство приняло решение вернуть учебным заведениям воспитательные функции, в 2021 году в школах была введена позиция «советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями». Появление советников стало важнейшей составляющей формирования единой воспитательной среды, фундаментом, на котором отныне зиждется воспитательная работа с юным поколением.

Есть такой федеральный проект в рамках нацпроекта «Образование» – «Навигаторы детства», который объединяет специалистов по воспитанию, а также одноименный Всероссийский конкурс для отбора кандидатов на позицию советника директора по воспитанию. Слоган – «Мы – Навигаторы детства, большая команда, которая смотрит на воспитание по-новому и работает с детьми по зову сердца».

У нас возникло много вопросов о роли советников и их месте в образовательных организациях, поэтому мы обратились к директору ФГБУ «Росдетцентр» Александру Кудряшову, чье учреждение целиком сосредоточено на воспитании детей и молодежи.

– Как появился проект «Навигаторы детства» и как он продвигается? В скольких школах и учреждениях СПО в России есть такие советники?

– В ежегодном послании Федеральному собранию наш Президент Владимир Путин сказал: «В школу должны прийти специалисты, которые станут настоящими помощниками классных руководителей, наставниками и воспитателями, будут организаторами увлекательных, интересных проектов для ребят в школе».

Педагог был, есть и будет единственной ключевой фигурой в формировании личности ребенка, и введение должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» в школы и СПО стало важным кадровым механизмом реализации как Стратегии развития воспитания в России до 2025 года, так и федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» нацпроекта «Образование».

В 2021 году в 10 пилотных регионах Министерством просвещения был запущен проект «Навигаторы детства», а его оператором стал Росдетцентр. На встрече с представителями общественности, когда проект только стартовал, Владимир Путин отметил, что успешную практику проекта необходимо распространить на всю страну. В 2022-2023 учебном году к проекту подключилось более 18 тысяч школ из 49 регионов России.

В 2023-2024 учебном году должность советника по воспитанию введена во всех 89 субъектах и в городе Байконуре. Советники работают сейчас в более чем 25 тыс. школ. По поручению Президента России с 1 сентября 2023 года эта должность введена во всех профессиональных образовательных организациях нашей страны.

За три года реализации проекта профессиональное сообщество «Навигаторов детства» выросло до 33 тысяч специалистов.

– Как бы вы определили предназначение советника по воспитанию?

– Наш проект называется «Навигаторы детства» не случайно. Советник директора по воспитанию – это проводник, можно даже сказать, штурман для детей и подростков в море возможностей и вызовов, в море штиля и гроз. Советник вместе с педагогами помогает школьникам и студентам открывать новые перспективы личностного развития, в том числе благодаря участию в федеральных проектах и программах. Дети вовлекаются в социально полезную деятельность. Сегодня как никогда важно слушать и слышать наших детей, понимать и чувствовать их, выстраивать с ними конструктивный диалог.

Большое место в деятельности советника занимает и взаимодействие с родителями. Родители сегодня – это активные участники учебного процесса, поэтому от их вовлеченности зависит успешная учеба и интерес ребенка к внеклассной деятельности. Советники директоров вовлекают родителей в школьные мероприятия и общественные проекты.

– Что еще входит в сферу деятельности советников?

– Сегодня в образовательных организациях открываются новые воспитательные пространства – это школьные или студенческие театры и кинотеатры, музеи, военно-спортивные клубы, спасательные и добровольческие отряды и т.д. В эту работу активно включились советники, потому что воспитательная среда школы или учреждения СПО – это возможность для выбора обучающимися траектории своего развития и вида общественной деятельности на благо других людей. По данным на конец прошлого учебного года, в 74% школ, где работают советники директоров, при их участии были созданы театры, в 61% – музеи и в 54 % – медиацентры.

Для нас важно, чтобы в проектирование воспитательной среды включились сами ребята. Нередко они становятся авторами новых проектов и инициатив, которые советник поддержит и поможет реализовать, найти единомышленников. Среда, созданная самими детьми, – это живая среда, она наполнена смыслами, ценностями, именно она может вдохновить подрастающее поколение к активным действиям на благо других.

– Это отдельная должность или где-то ее совмещают?

– Должность советника директора по воспитанию введена в номенклатуру педагогических должностей и утверждена распоряжением Правительства РФ, а введение профессионального стандарта выделяет эту должность среди других специалистов по воспитанию. Советники стали частью управленческих команд школ. Мы стремимся к тому, чтобы эти специалисты не совмещали свою должность с другими, а были полностью погружены в воспитательную деятельность. Так сказать, не вместо, а вместе. Именно с таким посылом, с задачей усилить кадровое обеспечение воспитательного процесса вводились эти специалисты в штат школ.

Но мы понимаем, что наша страна – огромная, и в разных регионах есть свои особенности организации образовательного процесса. Есть крупные школы, расположенные в мегаполисах, а есть сельские малокомплектные, в которых численность обучающихся менее 100 человек. В крупных школах у нас часто работает несколько советников, чтобы вовлечь как можно больше детей в школьные активности.

– Можете обрисовать общий портрет советника директора по воспитанию?

– Отмечу, что эта позиция очень привлекает студентов педвузов. 30% от числа работающих советников – это люди от 21 года до 35 лет. Это хорошее начало педагогической карьеры для молодых специалистов. На должность советника директора по воспитанию приходят и педагоги-стажисты, у 36% специалистов стаж педагогической работы составляет более 15 лет. В любом случае, мы видим, что эту должность занимают неравнодушные, активные люди, многие из которых имеют опыт взаимодействия с детскими общественными объединениями, опыт классного руководства, опыт работы вожатым.

Можно сказать, что объективно сложилась такая ситуация, когда воспитательная система наших школ и учреждений СПО получает новый импульс в своем развитии, при этом она строится на лучших воспитательных практиках, традициях, которые сложились в нашей стране.

– Как стать советником директора по воспитанию?

– Советником директора можно стать, пройдя Всероссийский конкурс «Навигаторы детства», который реализуется Минпросвещения РФ в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» нацпроекта «Образование». Цель конкурса – подготовка специалистов новой формации в области воспитания.

Конкурсные испытания проводятся на сайте навигаторыдетства.рф. В них могут участвовать педагоги с высшим и средним профессиональным образованием, а также студенты последних курсов педвузов и студенты других специальностей, прошедшие профессиональную переподготовку. 

В 2021 году, когда конкурс только стартовал, в нем приняли участие более 6 тысяч человек из 10 пилотных регионов. В кадровый резерв советников директоров вошли более 3 тысяч. В конкурсе 2022 года приняли участие уже 45,5 тысячи человек, из которых более 28 тысяч специалистов стали победителями.

В конкурсе «Навигаторы детства 3.0» участвовала вся страна – 89 регионов; было подано более 31 тысячи заявок, впервые в этом году было более трех человек на место (!). По итогам конкурса «Навигаторы детства 3.0» федеральный кадровый резерв советников директоров по воспитанию и кураторов проекта «Навигаторы детства» вырос еще почти на 18 тысяч человек.

Вторым этапом подготовки к профессиональной деятельности для советника по воспитанию становится обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Для этих целей мы создали Открытый факультет учебного центра Росдетцентра. На этой площадке можно пройти заочные программы повышения квалификации. Сначала мы проводим заочное обучение, а затем очное на базе ведущих педвузов нашей страны.

В проекте «Навигаторы детства» мы активно развиваем институт наставничества. За каждым субъектом, который только вошел в проект, закреплен регион-наставник. Советники директоров по воспитанию, которые давно участвуют в проекте «Навигаторы детства», активно делятся своими эффективными практиками и методиками. Приведу пример. Школы 10 первых пилотных регионов, которые участвовали в проекте с 2021 года, стали наставниками для новичков. С января 2023 года должность советника директора по воспитанию появилась в 472 школах Луганской и Донецкой Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей. Наставниками для этих регионов стали Ростовская область и город Севастополь.

– Приведите еще примеры, чем занимаются советники?

– Советники выявляют таланты детей и подростков и привлекают их к участию во Всероссийских слетах, конференциях и фестивалях. Они и сами участвуют в конкурсах и становятся грантополучателями. На вырученные средства они организуют добровольческие и общественно значимые проекты.

Вместе с советниками ребята участвуют в акциях в поддержку наших доблестных военнослужащих – «Талисман добра», «Письмо солдату» и других. Дети делают поделки, плетут маскировочные сети, изготавливают сухой душ и блиндажные свечи, собирают продуктовые посылки для участников СВО и многое другое.

Большое внимание советники уделяют развитию в школах ученического самоуправления. По поручению министра просвещения Сергея Сергеевича Кравцова проводится форум ученического самоуправления, и он уже стал традиционным. Это событие вызывает неподдельный интерес у подростков!

Воспитательная работа – это всегда системная работа, поэтому школы строят ее на основе важнейших памятных дат, проектов и мероприятий федерального уровня, с учетом событий на уровне региона. Это позволяет создавать единое воспитательное пространство на основе базовых общероссийских ценностей, знакомить детей и подростков с богатой историей и культурой нашей страны, достижениями наших соотечественников. Созданию единого воспитательного пространства способствует и проведение во всех школах и организациях СПО церемонии поднятия флага и исполнения гимна. Советники выступают в роли организаторов и участников торжественных церемоний.

Еще один инструмент воспитания детей и подростков – внеурочные занятия «Разговоры о важном», и в задачи советников входит координация этой работы. Сбор обратной связи как от детей, так и от родителей и педагогов позволяет совершенствовать содержание занятий. Хочется отметить, что «Разговоры о важном» – это одна из форм диалога не только с детьми, но и с родительским сообществом, позволяющая расширять воспитательное пространство за пределы образовательной организации.

Что касается другой работы с родителями, то, например, в регионах при участии советников активно развивается проект «Родительский университет», который позволяет помочь родителям настроиться на взаимодействие с педагогами для успешного развития своих детей. Другой пример – советники знакомят родителей с проектами «Движения Первых», проводят командные игры и многое другое.

– Мы расширяем наше сообщество единомышленников – число советников директоров растет с каждым годом, – сказал в конце беседы Александр Кудряшов. – Я уверен, что вместе мы сможем развивать воспитательное пространство во всех уголках России.

Депутат Госдумы, первый зампред Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, председатель «Совета матерей» Татьяна Буцкая, говоря о роли и месте советников по воспитанию в современных школах, провела параллель со своими школьными годами. Ведь тогда функции идеологического воспитания детей возлагались на пионервожатых, которые были не только в пионерлагерях, но и в каждой школе. Работали с детьми студенты педагогических вузов, преподаватели, а нередко и старшеклассники. Хорошие вожатые много времени уделяли детям: организовывали культпоходы в кино и театры, помогали с учебой и так далее.

– Я прекрасно помню нашу школьную пионервожатую и пионерскую комнату, – рассказала «МК» Татьяна Буцкая. – Мы бегали туда на переменах, и нам там было очень комфортно. Пионервожатая была совсем на немного старше нас, и она общалась с нами на равных. И нам, младшим школьникам, казалось, что это невероятно круто – что ты участвуешь в каких-то важных делах, что от тебя что-то зависит. Мы придумывали разные интересные вещи – то ходили к бабушкам домой и помогали им, то поливали цветы в подъездах... То придумывали, где нам больше всех собрать макулатуры, чтобы победить. Это и было как раз то самое воспитание, которое потом из школ пропало, потому что на одного директора свалилось много самых разных обязанностей – ему надо быть и бухгалтером, и экономистом, и хозяйственником, и юристом. Момент воспитания был утерян ровно с той самой даты, когда у нас появилась «образовательная услуга». 

И то, что сейчас появились помощники по воспитательной работе, – это невероятно важно. Если бы их не было, мы бы сейчас задавались вопросом: как объединить, например, то самое «Движение Первых» и конкретного ребенка? Откуда сейчас наш загруженный миллионами предметов и еще дополнительным образованием ребенок узнал бы, где, в каких акциях и мероприятиях он мог бы принять участие, в каких добрых делах? Именно для этого нам и нужны советники директоров по воспитанию, потому что они видят конкретно каждого ребенка. Здесь они схожи с психологами в школе, они понимают, кому что предложить. Этот лучше рисует, этот поет, этот кошечек любит, а этому можно с ветеранами встретиться, он им стихи почитает. Советник директора по воспитанию видит детей и знает общественные организации, и он соединяет их воедино. Я считаю, что это настоящий прорыв в образовательной сфере. Когда мы выстроим эту систему, воспитание детей, которое десятилетиями было провалено, я в этом убеждена, будет двигаться вперед семимильными шагами.

Родители из разных регионов, с которыми мы побеседовали, прекрасно осведомлены, чем занимается советник директора по воспитанию.

– Дочка состоит в «Движении Первых», и как раз советник занимается взаимодействием детей с такими организациями, – рассказала «МК» мама четырех девочек Мария Гамова из города Данилов Ярославской области. – Когда руководитель нашего регионального «Движения Первых» проводит какие-то мероприятия со школьниками, то она связывается не с директором, а с советником директора по воспитанию, и дальше они уже решают, как оформить участие ребят. Если это в учебное время, то они пишут заявление директору, чтобы детей отпустили на время мероприятия, и т.д. Также советник регистрирует и сам детей в «Движении Первых».

– У нас в школе есть советник директора по воспитанию, работает первый год, – поделилась с «МК» мама семерых детей (трое из которых школьники) из Ульяновска Екатерина Верхеева. – Она ведет все соцсети, и с ее приходом социальная сеть нашей школы заметно оживилась! Знаю, что она вместе с учителями и детьми готовит разные конкурсы. Такие люди очень нужны нашим школам! Они будут заниматься непосредственно развитием и воспитанием детей, не утопая в больших отчетах и бумажках. По моему убеждению, воспитание детей – это исключительно обоюдное действие со стороны семьи и со стороны школы. Как сейчас модно говорить – коллаборация. Это должно быть не разовое и не временное объединение семьи и школы, а долгое, трудоемкое сотрудничество «семья-школа» ради получения хорошего результата – чтобы ребенок вырос настоящим человеком, умным и воспитанным, знающим свои корни, историю и традиции своего народа.

Фото: ФГБУ «Росдетцентр»

Сюжет:

Про школу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру