В каноне 17 Кодекса Европы говорится, что вино для причастия должно представлять из себя «хороший и полезный переброженный сок винограда», а хлеб выпечен из чистейшей пшеничной муки. Однако, как ранее написал «МК» со ссылкой на The Guardian, член синода Элис Кемп предложила внести поправки в канонические законы, «чтобы разрешить законное использование безглютеновых и безалкогольных элементов во время евхаристии и устранить несправедливость».
Но епископ Личфилдский и председатель Литургической комиссии Церкви Майкл Ипгрейв отверг саму мысль об этом. Он заявил, что это приведет к отмене сразу двух устоявшихся правил. Во-первых, правило использования и освещения именно этих двух продуктов. Во-вторых, епископ подчеркнул, что эти же правила не требуют обязательного употребления алкоголя или пшеничного хлеба во время причастия. «Даже верующие, которые физически не могут принять причастие, должны быть уверены в том, что они по вере являются причастниками тела и крови Христа и тех благ, которые Он дает нам через них», — цитирует издание епископа.
Для справки: под англиканской церковью понимают все церкви, исторически связанные с церковью Англии, которые разделяют англиканское вероучение, допускают евхаристическое общение и признают авторитет архиепископа Кентерберийского. Доктрина англиканской церкви сочетает в себе положения, присущие как католическому, так и протестантским (лютеранскому и кальвинистскому) вероучениям.
Корреспондент «МК» обратилась за комментариями к священнику Русской Православной Церкви. Священнослужитель Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) сразу сказал, что тезисы, исходящие из Англии, имеют столь же слабое отношение к Православной Церкви, как и тезис «Есть ли жизнь на Марсе?».
— Церковь одна и единственна, как то зафиксировано в IX Члене Символа веры с 481 года, — подчеркнул прежде всего отец Макарий. — А недавние события в английских религиозных организациях (содомия, транссексуализм и многое другое) подводят печальный итог этой тенденции. Поэтому ради пользы малоинформированных людей не надо объединять этот сюжет со всем тем, что относится к Православию.
Священнослужитель отметил, что евхаристия — это не обряд, не предложение, не церемония и не символ, но факт физического воссоединения человека с Телом Воскресшего Живого Бога. Это не «красивые слова», а тесты: те, кто отказывается их исповедовать как свою веру, вместо Таинства принимают кусочек хлеба и капельку вина.
— Вино — это алкогольный напиток, доказательства чему бесчисленны в Святом Писании как Ветхого, так и Нового Заветов, — продолжил отец Макарий. — Не всем это нравится — «злоупотребляющие вином гибнут от пьянки», — но почему-то никого не волнует, как многие гибнут от обжорства, и никто не требует замены Евхаристического Хлеба...
Что касается вашего вопроса, всегда ли это «кагор». Евхаристическое вещество — это натуральное красное вино. Марка, крепость и сладость вина зависят только от местных обычаев. Мне не раз приходилось служить на красном вине, которое считалось бы кислым по нашим стандартам.
Напомним от себя, что евхаристия (в переводе с греческого — «благодарение») — главное таинство христианской церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в тело и кровь Христовы и причащении верующих.