Детский «беспорядок» оказался проявлением раннего алгоритмического мышления

Дошкольники способны самостоятельно открывать алгоритмы сортировки

Стремление ребёнка высыпать всё из сумки в поисках закуски или хаотично переставлять предметы может выглядеть как беспорядок, но новое исследование утверждает: это может быть ранним проявлением сложного алгоритмического мышления. Учёные обнаружили, что дети уже в возрасте 4 лет способны самостоятельно изобретать логические стратегии для решения нетривиальных задач, что опровергает устоявшиеся представления о когнитивном развитии.

Дошкольники способны самостоятельно открывать алгоритмы сортировки

тестовый баннер под заглавное изображение

Хаотичное на первый взгляд действие детей может быть функциональным решением проблемы: «чтобы найти, нужно всё извлечь и осмотреть». Именно такая, кажущаяся неупорядоченной, детская логика вдохновила учёных на исследование, которое привело к неожиданному открытию. Команда психологов обнаружила, что маленькие дети, начиная уже с 4 лет, способны спонтанно изобретать и применять сложные алгоритмические стратегии для решения задач, которые нельзя решить простым методом проб и ошибок. Это открытие бросает вызов классической теории знаменитого швейцарского психолога Жана Пиаже, который утверждал, что систематическое логическое мышление формируется у детей лишь к 7 годам, после прохождения ими стадии конкретных операций.

В основе классических представлений лежат эксперименты Пиаже 1960-х годов, где детям предлагалось упорядочить предметы, например палочки по длине. Малыши до 7 лет действовали хаотично, беспорядочно передвигая объекты и редко приходя к правильному решению. Психологи десятилетиями интерпретировали это как неспособность к систематическому планированию. Однако исследователи задались вопросом: а что, если повысить ставки? Они предположили, что в слишком простой задаче дети могут полагаться на неэффективные, но привычные методы. Но если создать условия, где привычная тактика «проб и ошибок» заведомо не сработает, проявится ли скрытая способность к логике?

Для проверки этой гипотезы был создан цифровой эксперимент. Вместо того чтобы раскладывать видимые палочки, дети в возрасте от 4 до 10 лет играли в компьютерную игру. Им нужно было расставить виртуальных кроликов по росту от самого маленького до самого высокого, но с ключевой загвоздкой: самих кроликов не было видно, только их кроссовки, выглядывающие из-за стены. Ребёнок мог кликать на обувь, чтобы поменять кроликов местами, но обратная связь была строго логической: обмен происходил только если два выбранных кролика стояли в неправильном порядке относительно друг друга.

Результаты оказались поразительными. Более половины из 123 протестированных детей, включая четырёхлеток, самостоятельно открыли и применили как минимум два формальных алгоритма сортировки. Они использовали стратегии, известные в информатике как «сортировка выбором» (поиск минимального элемента и перемещение его в начало) и «шейкерную сортировку» (последовательное сравнение и обмен соседних элементов). Дети не просто случайно натыкались на решение — их действия демонстрировали систематический, пошаговый подход к проблеме. Это прямо противоречит мнению Пиаже о неспособности дошкольников к структурированному стратегическому мышлению. Авторы исследования делают вывод: дети не лишены логических способностей до 7 лет; они просто не всегда их используют, когда задача позволяет обойтись более простыми, пусть и менее эффективными методами.

Напомним, что алгоритмическое мышление — это не абстракция для программистов, а фундаментальный когнитивный навык, который люди применяют ежедневно: планируя оптимальный маршрут по магазинам или систематизируя информацию.

«Осознание того, что этот навык заложен в детях гораздо раньше, меняет подход к образованию. Воспитателям и педагогам стоит пересмотреть учебные программы, предлагая дошкольникам больше абстрактных, требующих логического вывода задач, а не только тех, что решаются прямым наблюдением и действием. Раннее развитие этих способностей может стать основой для более сильных математических и вычислительных компетенций в будущем», — заключают исследователи.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру