Долой хиджабы: молодёжь Ирана активно выступает против традиций и ограничений

Перемен! Иранские зумеры демонстративно высмеивают уклад своей страны

Молодежные протесты в дружественном России Иране осложнили наладившийся было туристический обмен между нашими странами. Причем на уровне обычных туристов, не знающих, как реагировать на происходящее вокруг. А между тем частная реакция в неспокойные моменты может сослужить дурную службу всему народу, о котором хозяева станут судить по гостям своей страны. 

Перемен! Иранские зумеры демонстративно высмеивают уклад своей страны
© Rolf Zimmermann/dpa-Zentralbild/Global Look Press

тестовый баннер под заглавное изображение

Дахейе хаштад – так в Иране называют поколение, в западном варианте известное как «зумеры» (родившихся в 1380-е годы по иранскому календарю или в начале нулевых по европейскому) – протестуют против накладываемых на них исламской властью ограничений. А именно – делают то, что теократия (государственный строй, основанный на исламе) им запрещает: появляются на улицах в не «богоугодном» виде, поют и танцуют на людях, сочиняют стихи, критикующие мулл с их запретами, и исполняют прямо на улицах своих городов в виде рэпа.

В виртуальном пространстве они же выкладывают мемы и ролики, высмеивающие уклад своей страны, демонстративно обходя блокировки, с помощью которых власти пытаются оградить свою молодежь от «тлетворного влияния Запада». 

- Протестный рэп поют в парках и на Валиаср (центральная улица Тегерана, проходящая через весь город, она же главная торговая артерия – авт.), - на условиях анонимности делится 48-летняя жительница Тегерана, чей сын-студент принимает участие в этих акциях. – Все они знают, что в итоге за ними приедет полиция, и прямо ждут ее. Потому что для них это такая удаль – не бояться. А «волнения и непокорность» - это модно.  А то, что вся эта нервотрепка падает на родителей, большинство не задумывается.

Власти понимают, что нашу молодежь раскачивают извне, поэтому, забрав в участок студентов из приличных семей, они не сами их наказывают, а вызывают родителей и вручают им их «протестующих», сопровождая нравоучительной беседой. Мой муж говорит, что еще одной такой унизительной лекции в участке просто не вынесет, он уважаемый человек, а сынок ему регулярно обеспечивает это позорище. И не ему одному.

Все обращают внимание, кроме самих наших детей, что вот этим занимаются детки из исключительно обеспеченных семей, думающие, что ничего плохого с ними случиться не может, так как  за всю их 25-летнюю жизнь такого, спасибо их родителям, не было. А молодежи из бедных семей некогда рэп в парках распевать, они не в университетах прохлаждаются, а зарабатывают на кусок хлеба. И у них нет ни времени, ни сил, ни денег  изображать из себя «прогрессивных». 

- То есть, вы думаете, что ваш сын «изображает», а не всерьез борется с запретами, не нравящимися молодежи?

- Кто он такой, чтобы «всерьез бороться»? Для начала надо научиться самому обеспечивать себе тот уровень жизни, к которому он привык с пеленок. Мне иногда кажется, что он «борется» не с государственным укладом, а с собственным отцом. Каждый раз отец забирает его из участка со стыдом, а сын дома нам вместо извинений:

«А я все равно буду протестовать, вы меня не запугаете!». Иранские родители очень любящие и терпеливые. Но, боюсь, терпение мужа скоро лопнет и он сошлет нашего «протестуна» к родне в деревню посреди пустыни и перестанет финансировать. Пока просто жалеет его, надеется, что само пройдет.

- А если он и оттуда продолжит борьбу?!

- Да пусть продолжит, там шакалы одни и верблюжьи колючки. А без денег отца ему даже выехать оттуда не на что. И товарищи по протестам не помогут, не тот случай. 

В официальном поле наблюдатели со всего мира, включая внутренних иранских, отмечают примерно то же: студенты, как главная движущая сила революции 1979-го года, когда иранцам удалось скинуть многолетнюю монархию, и сегодняшние «протестные рэперы» несопоставимы. 

- 46 лет назад студенты, создавшие предпосылки для революции, были другими, - уверен востоковед Эльчин Гасанов. – Большинство называли себя «фадади» - либеральными мыслителями (термин возник во период Конституционной революции в Иране в 1905–1911 годах, когда серия массовых антиправительственных выступлений вынудила шаха Ирана пойти на проведение политических реформ, созыв парламента и введение конституции – авт.).

Для этого они изучали труды либеральных мыслителей, а не пели на улицах. Меньшая часть молодежи относилась к течению муджахеддинов – освободительному движению религиозного толка, как раз оттуда понятия «джихад» и «шахид». Их было меньше, но в ходе противостояния внутренних сил, когда шах уже изгнали, именно религиозная ветвь революционеров оказалась самой жизнеспособной и выносливой.

Они дошли до конца, хотя в первые пару лет после исламской революции даже сами иранцы не верили, что это надолго. От шаха, тратившего нефтедоллары всей страны на собственную красивую жизнь, избавиться хотели все, включая интеллигенцию и малый бизнес. Но мулл они, как говорится, «не заказывали». Но убежали из страны сразу после водворения Хомейни не все, так как многие думали, что до строгой исламской республики дело не дойдет.

А потом уже было поздно. Сегодня поющие «протестный рэп» - это главным образом дети тех людей, в домах которых при закрытых дверях никогда не благоговели перед властью мулл. Но, учитывая, что их родители - обеспеченные люди, исламская власть позволила им сохранить свои бизнесы, да и в целом эти семьи встроены в существующие порядки. А их отпрыски, наоборот, пороха, как говорится, не нюхали. Поэтому их «протесты» многие и воспринимают  как «болезни переходного возраста», в отношении которого иранские родители очень терпеливы. 

- То есть, по-вашему, шансов у рэперов что-то изменить немного?

- Если уж постоянно самообразовывающиеся федаины (течение последователей «фадади» в революцию 1979-го года – авт.) оказались слабы, то что взять с этих певунов?!

В репликах самих протестующих тоже на слух больше удали, нежели продуманного плана борьбы.

- Мы с друзьями читали рэп в парке, когда подъехали несколько полицейских машин, - делится 19-летняя тегеранка Аршия. -  Они остановились, и мы побежали. Мы знали, что за нами придёт полиция, и это самое интересное. Мы даже хотим, чтобы они пришли. Убегать от них весело. 

В соцсетях те же «весело убегающие» пишут, что власти «арестовывают нас и пытаются заставить изменить наше мышление. Но они не знают, что нашему поколению нечего терять». Звучит красиво, но, как справедливо отмечают мамы и папы этих протестующих, их дети понятия не имеют, что такое «терять», они родились уже после завершения изнуривших страну революции и 8-летней ирано-иракской войны, в еще сложное и голодное начало нулевых их детки провели в колясках и кроватках на всем готовом, а в период их взросления не было ни войн, ни голода, ни разрухи. 

- Им не нравится, что им запрещают наряжаться и танцевать, это можно понять – молодежь! - считает агаи Хоссейн Имами, один из тех самых «кровожданых мулл», о которых поется в протестном рэпе. – Поэтому их и прощают, главный их певец тому доказательство (Тумадж Салехи — иранский рэпер, известный своими протестными песнями, критикующими исламскую власть, 24 апреля 2024 года был приговорён к смертной казни за поддержку иранского движения «Женщина, жизнь, свобода» в 2022–2023 годах,  22 июня того же  года Верховный суд Ирана отменил смертный приговор, а  2 декабря того же года Салехи был освобождён из-под стражи и продолжил свое протестное творчество – авт.).

И поэтому наш Совет по оценке целесообразности системы отменил закон об обязательном ношении хиджаба (в октябре этого года член упомянутого Совета Мохаммадреза Бахонар заявил, что данный  закон утратил свою юридическую силу, то есть, за непокрытую голову к иранкам более не будут применяться штрафы или другие правовые санкции – авт.). Хиджаб уже отменили, но наши дети все еще поют. Ну и пусть поют-танцуют, пока молодые. И туристы ваши пусть не переживают и не боятся, если наши певуны заговаривают с ними на улицах. 

А это действительно проблема: туристов из России, которых в иранской столице теперь немало, уличные протестующие нередко окликают, приглашая присоединиться к уличным танцам. А российские отпускники, особенно, молодые, потанцевать и сами не прочь, но опасаются быть втянутыми в чужую политическую акцию. Все-таки они в гостях на иранской территории, а эти молодые люди явно недовольны существующими порядками. 

— За последние годы мы приспособились в любой точке географии избегать политических дискуссий, в чью бы пользу они не велись, - делится москвичка Марина. – Но в Тегеране наши умения нас подвели. Там настолько эмоциональная, искренняя и открытая молодежь, что мы с мужем не нашли слов, как от них избавиться, когда они потащили нас танцевать в самом центре города. Мы как раз стояли, ожидая нашего местного гида, отлучившегося за сигаретами. В самом центре города в кругу танцевали не только местные  юноши и девушки, но и бабули-дедули и другие туристы. А владельцы окрестных магазинчиков стояли в дверях и хлопали.

Такой местный колорит, что мы не удержались и тоже поучаствовали. И даже не поняли, почему наш местный гид, вернувшись и заметив нас,  помрачнел и начал нас вытаскивать из танцующей толпы буквально силой. А он нам потом сказал: «Это наши местные дела, иранцы между собой всегда разберутся, а про туристов из России запомнят лишь то, что они лезли в чужие дела. Вам это надо?!» Конечно, нам это не надо! 

Посольство РФ в Тегеране просит российских туристов воздержаться не только от участия в уличных акциях, но и от фотографирования их, не говоря уж о выкладывании снятого в публичное пространство. А юристы-международники напоминают о важности  так называемого «туристического этикета» - поведения гостей страны  в «узкие» моменты, когда внутренние дела  невольно выплескиваются наружу. Это как раз тот случай, когда по отдельном людям могут судить о всем народе и всей стране. 

- Публичные протесты, особенно молодежи, не происходят вдруг и внезапно, - говорит  отечественный правовед Александр Колганов, чья область  профессиональных интересов лежит в сфере истории государства и права зарубежных стран. - На то всегда найдутся причины. На поверхности оказываются обычно «поверхностные», те которые для всех и преподносят как основные. Но, история, в том числе новейшая, много раз доказывала, что это не так. Это явление называется «оранжевая революция» и проявлялась она и в Грузии, и на Украине, были попытки провести её в Казахстане. И далее длинный список стран, перечислять который можно долго. У этого явления всегда есть заказчик – тот, кто заинтересован в нестабильности в регионе. 

После введения санкций против России в 2022 году в очередной раз за долгую и не всегда простою историю отношений Российской Империи, СССР, современной России и Персии, Ирана произошло сближение двух стран. 

17 января 2025 года президент России Владимир Путин и президент Ирана Масуд Пезешкиан подписали «Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве». Сроком на 20 лет, с автоматическим продлением на следующие пятилетние периоды. Это сотрудничество в следующих сферах: оборона, борьба с терроризмом, энергетика, финансы, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, культура, наука и технологии.

Общие интересы в противодействии гегемонии США, стремление к многополярному миру и взаимодополняемость экономик создают основу для углубления сотрудничества между Россией и Ираном. 

США, в свою очередь, используют иранский вопрос как часть более широкой стратегии сдерживания своих глобальных соперников. Поддержка Ираном многополярного мира и сотрудничество с Россией и Китаем воспринимаются как вызов американскому лидерству. Вот и ответ на вопрос – кому выгодна очередная «оранжевая» революция. А еще в США проживают родственники свергнутого в 1979 году последнего шахиншаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви. Которые, в свою очередь рассматривают вопрос возвращения на трон.

В ХХ веке отношения между СССР и Ираном были сложными и противоречивыми. Они определялись геополитическими интересами, экономическими связями и глобальными событиями. 
Периоды сотрудничества чередовались с острыми конфликтами. Основные поворотные точки включали подписание советско-иранского договора 1921 года о дружбе, который отменял неравноправные соглашения царской России и возвращал Ирану ряд активов, включая порт Энзели и телеграфные линии, советско-британскую операцию «Согласие» 1941 года, иранский кризис 1945–1946 годов и исламскую революцию 1979 года. 

Но стороны всегда находили возможность найти точки для сотрудничества. Ещё один пример, теперь уже из XIX века. Политика Персии (Ирана) в период Крымской войны 1854–1856 годов была направлена на противодействие британскому влиянию и защиту своей государственности. 
И может быть та позиция Персии (Ирана) помогла царской России при подписании Парижского мирного договора 1856 года вернуть обратно не только утраченные территории в Крыму но и Севастополь в обмен на Крепость Карс.  

Хочется верить, что и в этот раз восторжествует здравый смысл. И участники протестных акций и государство найдут общий язык. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру